ЗАЧЕМ ВЫ, ДЕВУШКИ?..

Я с опаской жду сообщений о том, что вот та или другая зарубежная телекомпания подала на наших телевизионщиков в суд за плагиат. Читаю в газетах и нередко вижу по ТВ репортажи о преследовании тех, кто без лицензии выпустил на кассетах заокеанский боевик или же торгует контрафактными компьютерными программами. Наблюдал, как бульдозерами уничтожается вся эта продукция.

А в это время в эфире одного из крупнейших российских телеканалов уже третью неделю в лучшее вечернее время идет наш сериал, откровенно, по-моему, "слизанный" с американского оригинала. Причем не с какой-нибудь известной лишь узкому кругу профессионалов ленты, а с многосерийного фильма, который в прошлом сезоне с успехом шел на наших же телеэкранах. Да и сегодня - уже в повторе - продолжает ежевечерне выходить на канале СТС.
Я говорю о знаменитом заокеанском сериале "Секс в большом городе" и его российской копии под претенциозным названием "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво..." (НТВ). Российские авторы, к сожалению, позаимствовали из оригинала лишь внешние его параметры: здесь, как и там, речь идет о четырех незамужних подружках, живущих в мегаполисе, каждой из них немного за тридцать, все они зарабатывают на жизнь своим трудом, в их досуге, да и в помыслах немало места, естественно, занимает сильный пол.
На этом, впрочем, понимание "копиистами" смысла оригинала заканчивается. Все дальнейшее свидетельствует о том, что, желая повторить успех американских коллег, наши "бальзаковеды" работают с явным перебором. Если Керри, Саманта, Шарлотта и Миранда живут в скромных съемных квартирках, пользуются общественным транспортом, экономят на одежде и еде, то наша четверка - Вера (ее роль исполняет Ю.Меньшова), Алина (Л.Дэнс), Соня (А.Смехова), Юля (Ж.Эппле) - владеет шикарными, под "олигархов", апартаментами, катается на элитных лимузинах, посещает дорогие столичные заведения.
Проще всего, конечно, констатировать весьма невысокий профессиональный уровень сериала. Драматургия бесхитростна, с почти буквальными повторами заокеанских сцен. Актрисы играют кто во что горазд. Ю.Меньшова выглядит персонажем из простенького водевиля, Л.Дэнс не дает зрителям забыть о своем эстрадном прошлом, А.Смехова работает "по Станиславскому".
Но разочарование от увиденного гораздо серьезнее. Речь идет о тех идеалах и нравственных принципах, которые исподволь проводятся в сериалах. Керри и ее подружки, пускаясь в разные, подчас способные шокировать зрителя авантюры, не ищут в большинстве своих приключений "клубничку". Они живут по своим понятиям, вступая подчас в спор с общественными предрассудками. Так, скажем, в одной из последних серий белокурая Саманта буквально кулаками отстаивала свое право на любовь к темнокожему парню.
Наши дамочки, напротив, лишены каких-либо общественных идеалов. Если, конечно, не считать таковыми попытку одной из них "охомутать" депутата. Впрочем, в нем, как в мишени, она видит не политика, а большие деньги, видное положение, роскошную квартиру. Не стану продолжать сравнение двух сериалов. Любой читатель сегодняшним вечером может, посмотрев с перерывом в час ту и другую ленты, сделать собственные выводы.
...В минувшую субботу в передаче "Женщина, которая ждала" (Первый канал, цикл "Пестрая лента") нам поведали историю актрисы Валентины Серовой. В ее полной драматических поворотов жизни были три выдающихся мужчины: герой-летчик Серов, писатель Константин Симонов, маршал Рокоссовский. Авторы, к счастью, избежали соблазнительной возможности построить свой рассказ по одной из двух популярных в зрительской среде схем: возвышение с помощью знаменитых поклонников или же уже знакомая нам "все мужики сво..."
Мои суждения о двух моделях трактовки женской судьбы могут вызвать возражения: мол, нельзя сравнивать характеры и нравы нынешние с теми, что были более полувека назад. Действительно, за эти десятилетия многое изменилось. Но не все. Об этом свидетельствует цикл передач "Синий троллейбус" (ТВЦ), он выходит в прямом ночном эфире по будням. Программа, которую удачно ведет Ирина Палей, обращена в основном к женской части аудитории, ставит острые вопросы существования прекрасного пола.
"Троллейбус", бывает, отдает дань некоторым нынешним представлениям: там прозвучал как-то совет женщинам прощать измены своим богатым мужьям. Но такое - редкость. В подавляющем своем большинстве зрительницы, звонящие в прямой эфир, гораздо ближе к жизненным идеалам Серовой, нежели к прагматизму наших телевизионных современниц бальзаковского возраста.