ПОПАДАНИЕ В "ДВАДЦАТКУ"

Глава внешнеполитического ведомства России Игорь Иванов прибыл в Мадрид для участия в заседании Совета Россия - НАТО.

Год и неделя. Ровно столько прожил на свете учрежденный 28 мая 2002 года Совет Россия - НАТО (СРН), который похоронил без почестей прежнюю структуру, построенную по формуле "19 плюс 1". В старом совете преемница СССР значилась единицей, и злые языки, видимо, мыслившие стереотипами "холодной войны", представляли ситуацию по инерции: "19 против 1". Они воспринимали тот механизм партнерства со странами Североатлантического альянса лишь как хитроумную уловку для отвода глаз. Его задача, мол, была в одном: утихомирить Москву перед запланированным расширением НАТО за счет бывших соцстран Центральной и Восточной Европы, а там следом и экс-советских республик Балтии. Сейчас у сторонников "теории заговора" пороховницы заметно опустели.
В испанской столице Игорь Иванов вместе с другими министрами иностранных дел займется составлением условного балансового отчета, обозначая успехи и неудачи в сотрудничестве недавних потенциальных противников за 372 дня. Чего больше?
В копилке добрых дел - созданные в рамках СРН семь постоянных рабочих групп, обсуждающих взаимодействие "двадцатки" по проблемам распространения оружия массового уничтожения, международного терроризма, гражданским чрезвычайным ситуациям, военной реформе и т.д. Скреплено печатями рамочное соглашение по спасению экипажей подводных лодок. Договорились об уничтожении находившихся на вооружении российской армии устаревших и "неустойчивых" противопехотных мин. Прописываются сценарии будущих совместных военных учений России и НАТО.
Идет работа над "оперативной совместимостью" противоракетной обороны театра военных действий государств НАТО и России (ПРО ТВД), поскольку они разработаны на основе нестыкующихся технических стандартов и "обслуживают" различные доктрины ведения боя. После шока 11 сентября для России, Европы и США возникла общая угроза со стороны экстремистов, мечтающих положить палец на ядерную кнопку. Тогда идея подключения России к НАТО стала пробивать себе дорогу наперекор консервативному крылу военной бюрократии в странах-старожилах и вопреки оппозиции новообращенных членов альянса, не желавших появления за одним столом с ними России, страхом перед которой они объясняли свое стремление оказаться внутри НАТО. Как комментировал рождение СРН помощник генсека НАТО по политическим вопросам Гюнтер Альтенбург, "стало важно... задействовать Россию на более ранней стадии принятия решений, учитывая ее уникальные политические перспективы, возможности и опыт". Словом, есть ради чего вести непростой многосторонний диалог, складывая вместе с нашими 19 контрагентами всегда трудный в таких случаях консенсус.
Все перечисленное относится к положительному сальдо прошедшего года. Отрицательные моменты сводятся к нескольким, но существенным претензиям. Список проблем, по которым у России есть право высказываться и пытаться повлиять на итоговые решения альянса, весьма ограничен. Сроки создания совместимых и взаимодействующих систем ПРО ТВД отнесены, как признают натовские чиновники, на неопределенную перспективу. Приобщение российского ВПК к перевооружению многочисленных ратей, что стало бы прочной сцепкой, как и всякий надежный финансово-экономический интерес, - пока никак не проглядывается. А перевод американских военных баз на территорию Польши, воздвижение РЛС "раннего обнаружения" в Латвии и Эстонии и вообще перспектива натовских баз в Прибалтике - порождают больше вопросов, чем ответов.
У древних римлян был обычай: всякий счастливый день отмечать камушком белого цвета, а неудавшийся - черным. В конце года их вываливали из кожаного мешочка и подводили баланс светлых и пасмурных дней. На мадридском отчетном собрании рано пересчитывать белые камушки. Обеим сторонам, а их по-прежнему две - страны НАТО и внесистемная единица под названием Россия, необходимо еще получше разобраться в самих себе.
Собирается ли альянс лишь умиротворять Россию, пригласив ее с совещательным голосом в совет? Намерена ли Россия использовать свое присутствие в "двадцатке" только для сдерживания антироссийских настроений внутри НАТО, для предотвращения недружественных акций? Или на самом деле СРН обеспечит надежную колею для интеграционного движения НАТО (во главе с США) и России? Движения вперед, устремленного к дерзкой, но оправданной в новом геополитическом контексте цели - появлению эффективного механизма обеспечения безопасности в Европе.