Таково начало телетайпограммы, направленной в конце прошлой недели министром внутренних дел РФ Борисом Грызловым во все республиканские министерства и территориальные главки внутренних дел России.
Министр требует перестроить деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД-ГАИ, сотрудники которой, по мнению Б.Грызлова, не занимаются главным своим делом - защитой законных прав участников дорожного движения, оказанием помощи и обеспечением их безопасности. "Продолжается практика мелких придирок, грубого, бездушного отношения к водителем, мздоимства", - сообщил в телетайпограмме министр своим подчиненным.
Для изменения ситуации он потребовал от руководства ГИБДД-ГАИ категорически запретить оценку деятельности сотрудников ДПС по количеству выявленных ими нарушений правил дорожного движения. Вместо этого Б.Грызлов порекомендовал разработать другую систему оценок - в зависимости от количества ДТП на участках, патрулируемых каждым инспектором.
Тем же приказом министр приказал ликвидировать пробки на российских дорогах - правда, не указал, в какой срок. И, видимо, для того, чтобы его директивы не были благополучно забыты уже на следующий день, министр повелел отныне и еженедельно по пятницам докладывать в МВД России о том, как идет исправление недостатков в работе ГИБДД-ГАИ.
Сразу заметим, что министерская критика в адрес ГИБДД-ГАИ прозвучала вовремя (и даже с некоторым запозданием). Ведь уже через месяц, 1 июля нынешнего года, в стране вводится в действие новый Административный кодекс, по которому большинство конфликтных ситуаций между водителями и сотрудниками ГИБДД-ГАИ будут решаться в суде. Министр Б.Грызлов, видимо, считает, что дорожно-патрульная служба абсолютно не готова к этому новшеству, в результате дорожная милиция начнет проигрывать в судах одно дело за другим, что приведет к окончательной дискредитации службы. Правда, по инициативе главного начальника российского ГИБДД-ГАИ генерала Владимира Федорова, в ближайшее время с российских дорог должны уйти инспектора-сержанты, места которых займут офицеры (с несколько большим объемом юридических знаний). Однако в министерстве совсем не уверены, что это новшество сильно повлияет на ситуацию.
Опасения эти, конечно, не беспочвенны, но явно преувеличены. Да, инспектора ГАИ у нас - далеко не правоведы, но и водители - тоже не специалисты в административном законодательстве. Несмотря на попытки нескольких юристов-энтузиастов обучить участников дорожного движения хотя бы "азам" правильного (правового) общения с обладателями полосатых жезлов, в большинстве случаев "встречи на обочине" заканчиваются вполне полюбовно. Тем более что инспектора ГАИ во многих случаях - люди ученые: без всяких оснований водителей не останавливают, взятки "внаглую" не требуют. Зато с удовольствием устраивают "засады", допустим, в местах, где предусмотрительно вывешен "неудобный" для водителя (и ненужный для безопасности движения) дорожный знак - чаще всего ограничения скорости. В народе такие знаки прозвали "кормовыми". А потом ставят многочисленных нарушителей перед дилеммой: "убить" как минимум полчаса на составление протокола и заплатить государству положенный штраф - или отдать инспектору ту же сотню (можно даже поторговаться!) без "лишней бюрократии".
Редкие операции "Вредный знак" и т.п., проводимые по инициативе генерала В.Федорова и его - увы! - немногих единомышленников, не спасают положения: ездить по российским городам - тем более по мегаполисам - становится все сложнее, ибо число автомобилей на дорогах растет куда быстрее, чем появляются новые, современные автострады.
ЛУЧШЕ ПЬЯНЫЙ, ЧЕМ АГРЕССИВНЫЙ
Риск, что машина, управляемая агрессивным водителем, станет виновником дорожно-транспортного происшествия, значительно выше, чем риск, что в аварию попадет машина, за рулем которой находится человек в нетрезвом состоянии. Таковы главные выводы исследования, которое проводится университетом Нью-Йорка начиная с 1982 года.
Сложность исследования заключается прежде всего в том, что нет возможности дать точное определение "агрессивного водителя". Авторы исследования сошлись на том, что это человек, который в разнообразных дорожных ситуациях выбирает самое рискованное решение и получает от этого удовольствие.
Как показывают долголетние наблюдения за людьми, которые сами относят себя к категории "рисковых", они в 2,7 раза чаще попадают в аварии и являются причиной дорожных проблем, чем "миролюбивые" водители. Это означает, что если в течение года агрессивный человек каждый день садится за руль автомобиля, то он создает опасную ситуацию на дороге более 800 раз. "Миролюбивый" водитель является источником дорожных неприятностей только 270 раз в год.
Психологи из университета Нью-Йорка выяснили, что агрессивные водители, как правило, садятся за руль в замечательном настроении, в ожидании удовольствия от поездки и поначалу ведут себя довольно мирно. Однако с каждой новой дорожной ситуацией, в которую они попадают, они становятся все более агрессивными и неосторожными. В результате довольно быстро такой водитель перестает адекватно оценивать ситуацию на дороге и стремится лишь к максимальному риску. Наоборот, миролюбивые водители садятся за руль с некоторой опаской. Однако они редко теряют контроль за дорожной ситуацией, их решения оказываются более правильными, чем у их агрессивных коллег.
Авторы исследования делают вывод, что в большинстве случаев малоопытный, но миролюбиво настроенный водитель управляет машиной лучше, чем агрессивный шофер с многолетним опытом.
КСТАТИ
Национальная ассоциация торговцев автомобилями США /National Automobile Dealers Assosiation/ провела опрос с целью определить лучшие и худшие автомобили выпуска 1999 и 2000 годов. В число десяти лучших марок с точки зрения продавцов автомобилей (они оценивали машины по абсолютно субъективным показателям) вошли: Saturn, Lexus, Infiniti,Volvo, Saab, BMW, Cadillac, Mercedes, Buich, Oldsmobile. В десятку неудачников попали: Mitsubishi, Nissan, Mazda, Toyota, Honda, Subaru, Hyundai, Jeep, Volkswagen, Ford.
НЕТ "НУЛЕВОМУ ПЬЯНСТВУ"
Из интервью генерал-лейтенанта милиции, зам. начальника службы общественной безопасности, начальника ГУГИБДД МВД России Владимира Александровича Федорова:
- К большому нашему сожалению, мы пока остаемся одной из немногих стран, в которой попросту не существует норматива содержания алкоголя в крови. Выражаясь нашим языком, нулевое пьянство.
Два года назад наши медики все же такой норматив дали - 0,2 промилле. Но глубокоуважаемая мною Дума отказалась принять соответствующий закон, мотивируя тем, что, дескать, русскому человеку дай послабление, и он будет упиваться. Я говорю: "Ребята, мы уже боролись с пьянством в 1985 году, и что, меньше пить стали? Наоборот, больше". Да что там, еще Петр Первый говорил: "Жесткость российских законов целиком компенсируется их невыполнением".
Мое глубокое убеждение - у нас не должно быть нулевой границы пьянства, когда теоретически вас за полбокала шампанского могут признать пьяным. Должны быть границы, во всем мире они есть - это примерно 0,3 промилле. В тех же немецких пивных на выходе всегда стоит автомат - дуй и определяй степень опьянения. Поэтому мы сами делаем свою страну пьяной...
ЧАСТНЫЙ ШЛАГБАУМ
Из интервью вице-премьера правительства Москвы Олега Толкачева:
Вопрос. Пока "наверху" ломают копья по поводу законов, внизу поступают проще: огородят заборчиком кусок городской улицы, фактически приватизировав его, и собирают урожай. По крайней мере именно так поступают в столице расплодившиеся парковочные структуры. Куда ни поставишь машину, тут же появляется человек с протянутой рукой и требует: "Плати!"
Ответ. На городских парковках стоят таксометры. Одно дело, если у гостиницы установлен шлагбаум - вы покупаете билет и получаете квиток. Чаще же всего под видом парковщиков работают жулики, которым ничего не стоит изготовить удостоверение и повязку.
Вопрос. Так что, не платить?
Ответ. Не платить!
ОТ РЕДАКЦИИ.
Почему этих жуликов не гоняют сотрудники ГИБДД, а, наоборот, им помогают? Почему этих жуликов не арестовывает криминальная милиция Москвы?