КИНО НЕ УМЕРЛО. ДА ЗДРАВСТВУЕТ...

Несколько майских дней Санкт-Петербург был средоточием отечественного кино. Показать свои новые

Несколько майских дней Санкт-Петербург был средоточием отечественного кино. Показать свои новые работы съехались мастера большого экрана. Е.Матвеев, Э.Рязанов, Д.Месхиев, В.Грамматиков, С.Жигунов, А.Кузнецов, Л.Хитяева, И.Калныньш, С.Бодров... Это лишь малая толика тех, кого собрали в творческую команду фестиваль "Виват, кино России!" и его президент, народная артистка России Лидия Федосеева-Шукшина.
Этот кинофорум отличается не только тем, что посвящен отечественному кино. В качестве жюри и главного участника выступает зритель. Выбор же его прост и бесхитростен: нравится - не нравится. Он голосует мерой своего присутствия в кинотеатрах.
"Без зрителей кинематограф существовать не может, и в этом смысле петербургский фестиваль уникален, - сказал на открытии председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. - Мы обязаны сделать так, чтобы в кино ходил зритель, потому что живем за счет этих людей. А они хотят видеть то, что помогает им выжить, а не то, что им выживать мешает".
22 новых фильма увидели жители и гости Санкт-Петербурга. Среди них были ленты, снятые как мэтрами отечественного кино, так и дебютантами, в традиционной стилистике и авангардной, приверженцами популярных жанров и принципиальными поборниками "кино для избранных". Состоялось несколько ретроспективных показов...
Под просмотры фестивальной программы было задействовано 16 крупнейших кинотеатров города. По сложившейся традиции премьерные показы с выступлениями съемочных групп были бесплатными. Факт для нынешних кинофорумов беспрецедентный, что лишний раз подтверждает не коммерческий, а гуманитарный его характер.
Питерский фестиваль вызывает неизменный интерес у кинопрокатчиков, поскольку дает возможность спрогнозировать кассовый успех того или иного фильма. Тема "фестиваль - пресса - прокат - зритель" стала центральной в рабочих дискуссиях и кулуарах форума. Людмила Томская, генеральный директор государственного объединения "Петербург-кино" и фестиваля "Виват, кино России!", - специалист высокого класса и знакома с этой проблемой: "Фестиваль - мощное средство для продвижения фильма на кинорынке, но все же недостаточное. Часто, являясь потенциальным "блокбастером" (лидером проката), фильм таковым не становится только потому, что ему не хватает элементарной рекламы. А ведь грамотно выстроенная прокатная кампания может не только окупить производство фильма, но и принести прибыль создателям. У нас же до сих пор высококлассные режиссеры с протянутой рукой обивают пороги в поисках средств на новые проекты..."
А теперь о победителях. Специальным призом фестиваля "За предоставление лучшей программы фильмов" была награждена киностудия "Слово". Алексею Булдакову была вручена специальная актерская награда "Признание". Традиционный приз "За творческий вклад в российский кинематограф" получил популярный актер и режиссер Сергей Никоненко.
Тонкая, лиричная мелодрама Дмитрия Месхиева "Женская собственность", явившая замечательную актерскую игру Е. Сафоновой и К. Хабенского, получила признание Прессы.
Лучшим режиссером года питерские зрители назвали Валерия Огородникова, снявшего "Барак".
Нина Русланова, пронзительно сыгравшая в германовском "Хрусталев, машину!", удостоилась зрительского приза "За лучшую женскую роль". В аналогичной мужской номинации преуспел молодой актер Алексей Серебряков - за главную роль в психологическом детективе "Тесты для настоящих мужчин".
Долгой овацией сопровождали петербуржцы вручение Приза города "Живая легенда российского кино" режиссеру, народному артисту СССР Евгению Матвееву.
И, наконец, большинство зрительских голосов определило обладателя Гран-при VIII Всероссийского кинофестиваля "Виват, кино России!" "Приз зрительских симпатий" достался Эльдару Рязанову и его новой комедии "Старые клячи".
После вручения Эльдар Александрович поделился с нами своими чувствами: "Не знаю, будут у моей картины еще какие-то награды или нет, пригласят ли ее на другие фестивали, но дороже этого приза для меня нет. И здесь нет никакого лицемерия. Поскольку я делаю фильмы для зрителей, их мнение для меня очень ценно. Значит, достучался до сердец". На прощание Эльдар Рязанов оставил читателям "Труда" свой автограф.