С миру по нитке - банкам триллион

Банки не спешат отдавать родне деньги умерших вкладчиков

На прошлой неделе закончился пятимесячный марафон, в который превратилась процедура получения наследства моей умершей год назад матери. Наследство — громко сказано. Речь идет о нескольких тысячах рублей, оставшихся на ее небогатых счетах в Сбербанке. И эти гроши мне никак не хотел выдавать крупнейший банк России.

Еще в начале 2000-х мать оставляла завещательное распоряжение ко всем своим счетам, указывая меня как единственного наследника, но Сберу этого было мало. Пришлось ждать полгода, затем оформлять наследство нотариально и только после этого обращаться за этими невеликими деньгами в Сбербанк.

Но и имея нотариальные документы, получить сразу все оказалось невозможно. Череда всевозможных ошибок Сбербанка и препятствий с его стороны растянули эпопею на пять месяцев. В этой истории было все: неквалифицированные менеджеры, сбой компьютерных программ. Письменная жалоба в центральный офис Сбера, на которую последовал простой ответ: выплатить не можем. Хотя, казалось бы, банк обязан немедленно отдать чужие деньги, если того требует вкладчик. На этом вроде бы держится банковская система, но...

Когда с четвертой попытки я все же получил остаток с последнего счета в размере 1900 рублей, мне сообщили, что еще причитается компенсация за ритуальные услуги. Как известно, советские вклады в Сбербанке, которые имели многие наши люди, фактически пропали, их не выплачивают. Вместо этого выдают некую компенсацию после смерти вкладчика — максимум 6 тысяч рублей. На венок, так сказать, к годовщине смерти. Так вот и эту компенсацию с первого раза получить не удалось. Заявление, которое менеджер Сбера оформляла полтора часа, копируя все документы, включая мой паспорт, наследственные документы по пять раз, ушло в никуда. Отчаявшись ходить по этим кругам, я обратился за помощью в Банк России. Только после этого что-то сдвинулось с мертвой точки.

Замечу: Сбербанк не забывает присылать СМС с предложениями открыть вклад, оформить подписку на очередной пакет услуг, но ни разу мне не напомнили, чтобы я, как наследник, обозначенный в базе данных Сбера, забрал деньги со счетов матери. Все, о чем я пишу, подтверждается в ответном письме Банка России: Сбербанк ошибся в информации, которую выдал нотариусу, мое заявление на выплату компенсации «по техническим причинам» не было направлено, куда следует, и т. п.

С нежеланием банков отдавать родне деньги умерших вкладчиков я сталкиваюсь не впервые. Почему-то, когда встает такой вопрос, возникают препятствия. Ранее мне пришлось полгода мучиться с ВТБ, когда родственники, проживавшие за границей, попросили получить остатки по счетам умершего вкладчика. Тоже куча бумаг, волокита и нежелание отдать деньги. Лишь вмешательство Банка России помогло.

Поэтому в случае со Сбером я просил Банк России принять меры. Ведь эти хождения отнимают уйму времени и нервов. И в ответ Банк России вежливо дал мне совет: «Если полагаете, что Ваши права нарушены Банком, можете обратиться в суд в соответствии с нормами статьи 11 Гражданского кодекса». То есть меня послали в суд, где я столкнусь с организованной группой юристов Сбербанка и судьями, склонными уважать госучреждения, коим наполовину является Сбер.

Между тем речь идет о крупнейшем банке России, прибыль которого по итогам прошлого года достигла 1,5 трлн рублей, а в целом по банковской сфере превысила 3,3 трлн. При этом крупнейшие банки жалеют средств, чтобы сделать нормальные компьютерные программы, которые бы не затрудняли, а облегчали жизнь вкладчиков. Может быть, я бы иначе относился к такому поведению банков, не уважающих своих клиентов, если бы эти банки вкладывали средства в развитие страны. Но вот что сказал недавно на отчете правительства в Госдуме лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «Для того чтобы добиться устойчивого роста, нужны инвестиции. Финансовые ресурсы, которыми располагает наша банковская система, составляют 180 трлн рублей. А в инвестиции они вложили меньше полутора триллионов. Абсолютно спекулятивный подход. Так давайте внесем изменения в закон о банковской системе и заставим ее работать на производство!»

А еще бы заставить эти банки уважительнее относиться к клиентам, которые создают их богатство. Не уповая при этом на суд.