В новом учебном году в школьной программе появится новый предмет: основы религиозной культуры. Чего в связи с этим ждать учащимся и педагогам?
В российском образовании, которое за последние годы привыкло к непрекращающимся изменениям, намечаются очередные новшества. С нового учебного года в программе общеобразовательных школ нашей – не секрет – многонациональной и многоконфессиональной страны появится предмет под названием «Основы религиозной культуры». Что в связи с этим ждет учащихся, их родителей и преподавателей? Насколько наши учителя готовы вести такую дисциплину, и главное – нужна ли она вообще? Споры об этом активно ведутся и в педагогическом сообществе, и в среде верующих россиян, и в блогосфере.
Родители многих школьников признаются, что ситуация, когда в одном и том же учебном заведении, буквально с разницей в пару часов, их детям на одном уроке будут рассказывать о теории Дарвина, а на следующем – о некоем божественном начале, – их немного смущает. Не запутаются ли дети, внимая пластам информации, которые то и дело противоречат друг другу? Как школьникам выбирать, чему верить, что из сказанного учителями воспринимать всерьез?
Тем не менее, многие чиновники от образования и специалисты по подготовке учителей не видят в новшестве ничего противоестественного. Так, исполняющая обязанности директора структурного подразделения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ольга Проскуркина в беседе с журналистами отметила, что, по ее мнению, противоречия в такой ситуации возникнуть не должно. Ведь упор в новом предмете должен делаться не на изучении религиозных моментов, а на изучении культуры. «О религии здесь пойдет речь в том плане, что культура у разных народов основана на религии, – отметила она. – Этот вопрос просто нельзя обойти».
Основной задачей нового предмета, по мнению Проскуркиной, должны стать не знания, полученные детьми в некоем объеме, а курс воспитания. Именно поэтому, – уверена и.о. директора структурного подразделения Академии повышения квалификации, – в преподавании такой дисциплины не стоит использовать отметок. Ведь нельзя же по пяти- или десятибалльной шкале оценить уровень воспитания каждого конкретного человека, пусть и маленького.
На уроках основ религиозной культуры педагог должен говорить с ребятами на духовно-нравственные темы. «Он должен воспитывать уважение к человеку, уважение к культурам народов, населяющих нашу страну», – поясняет Ольга Проскуркина. Чтобы научиться этому, по ее словам, учитель должен пройти 72-часовой курс повышения квалификации.
В преддверии учебного года у родителей школьников станет одной заботой больше. Им теперь придется решать, что, по их мнению, должен изучать их отпрыск на новом предмете. К услугам школьников и их родителей – целых шесть возможных вариантов, или, как их окрестили чиновники от образования, – модулей. Это основы православной, буддийской, иудейской или мусульманской культуры, просто основы мировых религиозных культур либо же основы светской этики.
Таким образом, – отмечают эксперты, – в одном классе теоретически вполне может возникнуть ситуация, когда учащиеся, разделившись на шесть разных групп, захотят изучать разные дисциплины. И учителя, а заодно и руководство школ, – по мнению чиновников от образования, – должны быть готовы к такому раскладу.
Даже один ребенок в школе захочет изучать, скажем, основы мусульманской культуры или буддизма, – учебное заведение обязано предоставить ему такую возможность. Для этого, – отмечают специалисты Академии повышения квалификации, – подготовка учителей ведется по каждому из шести модулей. При этом основной упор делается все-таки не на теоретическую подготовку педагога к ведению курса, а на психологическую готовность учителя.
Тем не менее, чиновники от образования не исключают, что «на местах» могут возникнуть проблемы с распределением учащихся по модулям. Ведь никто не гарантирует, что руководители некоторых учебных заведений не попытаются склонить всех школьников к тому, чтобы изучать вместо шести программ только одну.