В последние годы, однако, появилось немало охотников этими традициями пренебречь. То там, то здесь вырастают на берегах Невы сомнительной красоты высотки из стекла и бетона. Но всех превзошел Газпром, решивший возвести 300-метровый офис напротив Смольного собора.
Почти год не прекращаются дебаты вокруг "Охта-центра", как с недавних пор именуют будущий небоскреб и прилегающий к нему комплекс зданий газпромовцы. Петербуржцы дали ему куда более красноречивое название, в точности соответствующее предполагаемому облику, - "Кукуруза".
Быть или не быть ей в Ниеншанце, как прежде, в допетровские времена, называлась эта местность на Охте? Что вообще происходит с центром Петербурга, признанным уникальным памятником мировой архитектуры и подлежащим охране?
Об этом мы говорим с известным в городе публицистом, автором и ведущим популярной радиопередачи "Блеск и нищета Петербурга" Георгием ВАСЮТОЧКИНЫМ.
- Недавно в нашем городе, включенном в 1990 году в список всемирного наследия, побывали эксперты ЮНЕСКО, озадаченные "небоскребной идеей" Газпрома. "Сохранить действующий высотный регламент, расширив охраняемую буферную зону вокруг исторического центра", - рекомендовали они городской администрации. Что не помешало представителям Смольного сразу после отъезда экспертов заговорить о "новой концепции высотного регламента". На ваш взгляд, Георгий Сергеевич, это сознательное игнорирование рекомендаций и общественного мнения, активно выступающего против "кукурузы"?
- Все, что касается этого небоскреба, воспринимается петербуржцами весьма болезненно. Выигравшие же конкурс (не на проект - его пока что нет) на лучшую его концепцию англичане понимают, что эта 300-метровая вертикаль подавит все исторические постройки города. Отечественные архитекторы отказались от участия в конкурсе. Но этого следовало ожидать. Последние 15 лет петербургские градоначальники придерживаются курса на привлечение в город внешних инвестиций. Начало этому положил еще первый мэр Анатолий Собчак, его курс продолжил губернатор Владимир Яковлев, так же действует пока и Валентина Матвиенко. Сохранение же исторического облика, модернизация городской инфраструктуры отошли на второй план. А когда главным становится привлечение чужого капитала, то этот самый капитал в какой-то момент начинает руководить. Газпрому очень важно сейчас быть рядом "с трубами", несущими газ из Ямала в Европу, со строящимися ветками газопровода, идущего из Вологодской области в Ленинградскую. Вот основная подоплека его переезда из первопрестольной в северную столицу, регистрации в Петербурге. Налоги по месту регистрации платит он немалые - до 15 миллиардов рублей в год.
- Говорят, когда небоскреб на Охте построят, он станет собственностью газового монополиста России, и лет через десять, а скорей всего раньше, затраты на эту "стройку века" окупятся.
- Так предполагалось два месяца назад. Но в марте пришли рекомендации из Кремля разделить акционирование при строительстве "Охта-центра". Теперь Газпром оплачивает 51% затрат на стройку, а город - 49%. Соответственно вложениям разделят и собственность.
- Но для петербуржцев главный вопрос - нужен ли нам в историческом центре небоскреб высотой 320 (по другим данным - 356) метров, закрывающий вид на Смольный собор работы архитектора Растрелли и решительно меняющий высотные приоритеты?
- С "Охта-центром" пока окончательно ничего не решено. Хотя итоги конкурса проектов и объявлены. Будем надеяться, мнение экспертов ЮНЕСКО будет учтено.... Со строительством второй сцены Мариинского театра тоже долго было как будто все ясно. А теперь, после увольнения архитектора Перро, все, похоже, начнется сначала. И не такие проекты на моем веку уходили в песок!
- Но в отведенном под вторую сцену месте успели, однако, снести дома, в том числе постройки конца XVIII века.... У нас вообще, я давно заметила, если что-то захотели снести, обязательно сделают это, как ни протестуй общественность... Выждут, пока волнения стихнут, люди успокоятся, и делают свое черное дело. Разве не так было на уникальном по своей природе Крестовском острове, ныне превращенном в "остров толстосумов"? Там кругом только элитное жилье!
- Я мог бы назвать еще с десяток подобных адресов. У меня собрана целая картотека снесенных памятников архитектуры, на месте которых возводятся или уже возведены жилые дома, офисы, магазины. Пока самым действенным средством борьбы с такого рода вандализмом остаются активные протесты горожан.
- Глядя на то, что делается сейчас в Петербурге, иногда ловлю себя на мысли: а может, не правы те, кто защищает старину? Жизнь стремительно меняется, требуя иных решений и в архитектуре. Из истории градостроения известны протесты парижан против возведения, скажем, ныне знаменитой на весь мир Эйфелевой башни, у нас в Петербурге - против Дома Зингера на Невском проспекте...
- А вот в Венеции, также признанной ЮНЕСКО памятником мирового значения, никто не настаивает почему-то на возведении небоскреба, аргументируя тем, что в Париже построили Эйфелеву башню, и стало хорошо. Аналогии бессмысленны. Памятники архитектуры и культуры - это штучный товар...
СПРАВКА "ТРУДА"
Общая площадь административно-делового комплекса "Охта-центр" составит более 300 тысяч кв. метров. Территорию на правом берегу Невы предполагается освободить за счет сноса нескольких кварталов жилых домов. Полностью завершить строительство центра планируется к 2016 году. Высотный регламент в этой части города пока 40 метров.
По итогам исследования, проведенного агентством журналистских расследований, 81,9% горожан на вопрос, какой из проектов "Охта-центр" им нравится, ответили: "Никакой".
"Высотное строительство вблизи исторического центра может обернуться включением Петербурга в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, что, в свою очередь, скажется на репутации как северной столицы в частности, так и России в целом". Такое предупреждение получили городские власти от экспертов ЮНЕСКО.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
"Мы случайно получили в наследство потрясающий город, и трогать его абсолютно нельзя!".
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Эрмитажа
А В ЭТО ВРЕМЯ
Правительство Петербурга отложило рассмотрение нового высотного регламента, который, как планировалось, позволит возводить в городе небоскребы. Пока "на неопределенный срок".