С начала года официальная безработица в стране выросла на 12%, а число официально зарегистрированных безработных перевалило за миллион
Вчера президент Владимир Путин провел совещание с руководством правительства, которое отвечает за социальный блок вопросов, занимается проблемами занятости и безработицы. Причиной стал рост официальной безработицы в стране с начала года на 12%, в результате чего число официально зарегистрированных безработных перевалило за миллион.
«По сравнению с прошлым годом наблюдается хоть и небольшой, в пределах, может быть, погрешности, но все-таки рост безработицы, — сказал Владимир Путин. — Но не только это заставляет внимательнее посмотреть на социальную сферу. Значительное количество работающих уже заняты неполную рабочую неделю, находятся в процессе увольнения либо могут потерять рабочие места».
В данном случае президент говорил о реальном количестве безработных — тех, кто зарегистрировался в службе занятости, и тех, кто не зарегистрировался. Учитывая, что в нашей стране численность активного населения, по данным за декабрь 2014 года, составляет 75,4 млн человек (53% от общей численности населения страны), 5,8% от нее составляют 4 млн 373 тысячи 200 человек.
Однако правительство мониторит в основном «официальных» безработных. Тут картина не столь тревожная: их число сегодня — чуть больше миллиона. Cогласно данным Роструда общая численность уволенных с 1 января 2015 года составила 144 тысячи человек, а численность работников, которых в ближайшее время ждет увольнение, еще больше — 231 тысяча человек. Всего же, по оценкам экспертов, работу в 2015 году могут потерять около полумиллиона россиян.
Но президент не зря обратил внимание на скрытую безработицу. Еще 287 тысяч человек, опять же по официальным данным, находятся в простое по инициативе администрации или работают неполное время. Из чего можно сделать вывод, что правительство грозит карами за увольнение, но готово смотреть сквозь пальцы на сокращение рабочего времени и снижение зарплат.
Между тем реальные доходы тех, кто остался на своих рабочих местах, снижаются. Несмотря на девальвацию рубля, индексация зарплат не проводилась почти нигде, даже у чиновников и военных. Распространенные повсеместно бонусы и премии, а также часть зарплаты в конвертах сокращаются. Тем более что претенденты на наши рабочие места, те самые 5,8% безработных, буквально толпятся в очереди и готовы трудиться за меньшие деньги.
Хотя многие из потерявших работу на фоне кризиса граждан уже нашли ее в теневом секторе экономики. Как писал месяц назад РБК, неформальная занятость в России с ноября 2014-го по февраль 2015 года увеличилась с 15 до 18 млн человек. За что простые граждане к теневому сектору претензий иметь не могут, так как если бы не он, безработных в стране было бы на 3 млн больше.
На фоне падения цен на нефть и продления экономических санкций приобретает особую актуальность давно назревший вопрос: может быть, настало время России начать творить свое «экономическое чудо», как делали в последние десятилетия Сингапур, Китай, Южная Корея, Гонконг? Или хотя бы последовать примеру находящихся в процессе «сотворения чуда» Индии, Индонезии, Вьетнама и Малайзии? Чтобы избавиться от безработицы, использовать человеческий потенциал знаний и поднять доходы населения. Ведь именно такую задачу ставил в свое время президент, когда призывал к созданию 25 млн высокотехнологичных рабочих мест.
Надо сказать, что в некоторых регионах, таких как Белгородская и Калужская области, происходят подвижки. Однако для того, чтобы «выстрелить» всей страной, нужно провести ряд реформ, на которые правительство никак не может решиться. У нас самые высокие ставки кредитов. У нас слишком много налогов на бизнес. У нас чрезвычайно забюрократизированная экономика. Нужно радикально упрощать регламентирование и спускать центры принятия решений как можно ниже по вертикали власти. Наконец, без избавления от коррупции не привести страну в индустриальное будущее.
Но у правительства другие ориентиры. Министр труда Максим Топилин сообщил на совещании, что в казне зарезервировано 15 млрд рублей на случай ухудшения ситуации на рынке труда. Не на создание рабочих мест, а на пособия по безработице. Это по-нашему: раздавать рыбу, а не удочки.