Исполнительница главной роли в фильме «Битва за Севастополь» получила ее при весьма драматических обстоятельствах
В российский кинопрокат вышел фильм «Битва за Севастополь» — военная драма, рассказывающая о судьбе и подвиге юной Людмилы Павличенко, которая к 25 годам стала одним из лучших советских снайперов (на ее счету было три сотни уничтоженных фашистов), Героем Советского Союза. Эту героиню сыграла актриса Юлия Пересильд, причем получила она эту роль при весьма драматических обстоятельствах...
- Знаете, я пришла на пробы на седьмом месяце беременности. Мне дали винтовку Мосина, я ее схватила, что-то там сыграла... Потом режиссер Сергей Мокрецкий спрашивает: «А что вы собираетесь делать в июне?» — «Рожать!» — «Так вы что, беременны?!» Удивился, подумал и... утвердил меня. Может, вычислил эту роль методом контраста? Тут надо безжалостного воина изображать, а я рожать собралась. Да и вообще эта героиня — мой антипод. Папа растил Людмилу Павличенко будто мальчишку, закалял дух и волю. Она пришла на войну с мировоззрением солдата, с готовностью сражаться и убивать. И лишь потом в ее жизни случилась любовь, она постигла и материнские чувства. Стала дипломатом, поехала в США в составе студенческой делегации. И там ей тоже многое удалось. Чего только стоят эти слова: «Мне 25 лет. Я убила 309 фашистов. Не кажется ли вам, господа, что вы слишком долго отсиживаетесь за моей спиной?» Ведь они, эти слова, действительно повлияли на настроения американцев — и тем самым на ход войны.
— Но вы не в первый раз играете в фильмах, действие которых разворачивается во время Великой Отечественной: «Край», «В тумане», «Пять невест»...
— Это даже не четвертая и не пятая роль — их гораздо больше. Как-то на съемках очередной военной картины мы сидели с Викой Толстогановой и считали: она говорит: «Утомленные солнцем», я — «Край», она — «На безымянной высоте», я — «Диверсант»: Мы просидели довольно долго, но у нее кино-опыт побогаче, поэтому и ролей в военных картинах больше.
— Как получается, что эта тема постоянно вас настигает?
— Мне не слишком везет на сценарии о современной жизни. Как-то все в них скучно, вяло, надуманно. В военных же картинах все чувства на пике: страдания, любовь, дружба, предательство: А нам, артистам, всегда интереснее играть людей, проявляющих себя в необычных, острых обстоятельствах, на краю бытия.
— А у вас есть что-то личное по отношению к военной теме? Какие-то семейные воспоминания, связанные с Великой Отечественной?
— Конечно, связующие нити есть, как, наверное, и у каждой семьи в России. Правда, они существуют уже на генном уровне, больше как ощущения, а не воспоминания. Объясню: мои дедушки и бабушка, принимавшие участие в войне, умерли задолго до того, как я выросла. Смутно помню, как бабушка рассказывала что-то о фашистах, которые пришли в их деревню: Сейчас я бы расспросила ее о деталях пережитого, но туда, до этих живых свидетельств, нам уже не дотянуться. Впрочем, эта тема и без того настолько крепко въелась в судьбы нескольких российских поколений, что равнодушие ей точно не грозит. Страшный опыт... Я не так давно посмотрела фильм Чухрая «Дети из бездны» — о людях, которым удалось вылезти из расстрельных ям: Это же ад, и он уже был на нашей земле. Это тяжело смотреть, тяжко об этом думать и представлять себя там, на краю страшной ямы. И все-таки, уверена, надо снова и снова возвращаться к теме Великой Отечественной, чтобы все это ни в коем случае не повторилось.
— Не так давно вышел фильм Месхиева «Батальонъ» — тоже о женщинах на войне, только на Первой мировой. Как вы думаете, почему вдруг таким углом повернулась женская тема?
— Я, кстати, читала тот сценарий и могла бы сняться в «Батальоне», но не сложилось — как раз работала над фильмом «Битва за Севастополь». Может, пришло время женщин? Они и в бизнесе, и в политике все заметнее, да и на войне, как выясняется, были не на последних ролях. Возьмите хотя бы книгу белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» — там столько таких историй, не на одну картину хватит.
— Фильм «Битва за Севастополь», возможно, один из последних совместных российско-украинских кинопроектов. Сейчас этот факт обретает особое звучание?
— Думаю, что лет на 10-15 это действительно последний совместный проект, поскольку политики взяли курс на разъединение. А жаль! Недавно я летала на премьеру фильма в Киев и Одессу. Ждала каких-то провокаций, но их практически не было. На пресс-конференции в Киеве кто-то сказал, что Людмила Павличенко — это герой Украины. На что я ответила, что Люда — не герой Украины, как и не герой России, она украинка, которая благодаря своим мужеству и отваге в борьбе с нашим общим врагом стала Героем Советского Союза, поэтому ее вправе чтить и считать своей защитницей и на Украине, и в Белоруссии, и в Казахстане, и в Грузии, надо только помнить, с кем сражалась та девушка, на кого она смотрела в прицел своей винтовки: на фашистов, нацистов, пришедших на нашу землю... А в Одессе две девушки в футболках с надписями «Незламна Надя» («Незламна», то есть «Непокоренная» — украинское название картины. — «Труд») попросили меня сфотографироваться с ними. А я подготовилась к тому, что будут реплики про Надежду Савченко. Честное слово, не хотелось, чтобы кто-то откровенно спекулировал нашим фильмом и моим именем, даже в каких-то, как им кажется, благих целях. Постаралась им все это растолковать, сказала, что мы приехали сохранять наше общее культурное пространство, а не расширять полосу отчуждения. И знаете, они меня поняли: через пять минут обе подошли уже в других футболках. А в целом на премьеру фильма и в Одессе, и в Киеве пришло очень много людей, и все они приняли и нас, и картину очень хорошо. Если прокат пойдет успешно, то это был бы весомый аргумент в пользу возведения мостов. Когда музы говорят, пушки молчат — это правило никто не отменял, так ведь?
— А какими были отношения в съемочной группе? Фильм начали снимать еще в 2012-м, до обострения отношений с Украиной. А за последний год из-за споров об Украине многие семьи рассорились, не то что творческие команды...
— Мы были вместе, и никто не перессорился. И спасибо за это Сергею Мокрицкому, сумевшему нас всех объединить. Наши человеческие, творческие отношения оказались важнее политических дрязг. Хотя команда у нас была по-настоящему интернациональная. Снимали в Крыму, тогда еще украинском, в Киеве. Актеры — русские и украинцы, а саундтрек записала группа «Океан Эльзы». Мы все до сих пор общаемся, делимся переживаниями, поддерживаем друг друга. И я очень расстроюсь, если кто-то из коллег когда-нибудь не ответит на мой звонок.
— Для вас «Битва за Севастополь» — это патриотический фильм?
— Да, но этот патриотизм не направлен ни против Украины, ни против России. Это антивоенное кино. Это земной поклон нашим дедушкам и бабушкам.