Вы поедете на балл?

Депутаты Государственной думы предлагают ввести балльную систему наказаний за нарушения ПДД

Депутаты Государственной думы никак не желают оставить водителей в покое. Помимо новых денежных штрафов людей за рулем ждет еще и балльная система наказания.

То есть нарушителя ПДД предлагается бить рублем и вдобавок фиксировать нарушение системой накопительных баллов. Депутат Лысаков, скажем, предлагает за 100 штрафных рублей начислять 1 штрафное очко. В течение года очки суммируются, и в случае их перебора водителя могут лишить прав «по совокупности». Сторонники новшества приводят пример опыта Европы и США, где подобная практика действует и эффект от ее внедрения оценивается положительно.

Скажем, в Германии водители действительно до дрожи боятся нарушать правила даже по мелочи, дабы полицейский не открыл тебе штрафной счет. Тех, кто умудряется «перебрать», ждет невеселая жизнь: могут заставить и в выходные посещать лекции по безопасности движения, и экзамен пересдавать, и заново оплатить обучение в автошколе. Но страшнее всего так называемый тест для идиота — специальное и весьма запутанное тестирование у психолога, пройти которое невероятно сложно. А пока не пройдешь — ходи пешком по тротуару... А в США наказания монетизированы: штрафные баллы существенно (в разы) увеличивают стоимость ОСАГО.

«Идея внедрения подобной практики кажется продуктивной, если бы не несколько «но», — считает эксперт «Труда», замглавного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. Он видит как минимум три серьезных недостатка в предлагаемой депутатами инициативе.

Идея механического подсчета «100 рублей — 1 балл» никакого отношения к безопасности на дорогах не имеет. Скажем, сегодня водитель «камаза», регулярно передвигаясь по скоростной левой полосе, заплатит лишь 100 рублей штрафа. Вы часто вы видели, чтобы сотрудники ГИБДД наказывали подобных гонщиков? Куда проще найти неправильно припаркованный автомобиль в центре Москвы и вписать нарушителю организации муниципального движения сразу 50 баллов. Хотя неправильная парковка безопасна.

Во-вторых, введение балльной системы — это по сути введение двойного или даже тройного наказания за одно правонарушение. Водитель наказывается сначала денежным штрафом, затем — баллами, а затем — возможным лишением прав управления машиной.

Наконец, кто именно будет начислять баллы? На сегодняшний день степень доверия к сотрудникам ГАИ в соцопросах колеблется в районе уровня статистической погрешности. В обществе царит стойкое убеждение, что любое ужесточение со стороны закона лишь выводит систему коррумпированности дорожной полиции на новый уровень, а любое увеличение штрафов прямо пропорционально увеличивает взятку.

К слову сказать, знаменитые «дырки» еще во времена СССР становились прекрасным поводом для давления инспектора на водителя: может дырку проколоть, а может просто штраф взять. В итоге просечку в правах героя Никиты Михалкова пробивал лишь крайне положительный киногерой Сергея Никоненко, которого даже по советскому сценарию коррумпированные начальники пересадили с жигуленка на «Урал» с коляской...