Один из лучших баритонов мира провел в Москве международный оперный конкурс для… детей
Сергей Лейферкус — один из лучших баритонов мира. Он уехал из России в середине 90-х и с тех пор востребован в Европе и Америке. У него уникально разнообразный репертуар и репутация на редкость надежного певца, в котором сочетаются тонкая интуиция, точный профессиональный расчет и строго дозированные эмоции. В Москву артист заглянул всего на несколько дней, чтобы провести свой ставший уже знаменитым международный оперный конкурс для детей.
— Не слишком ли вы торопите детское развитие, побуждая даже восьмилетних ребятишек петь на своем конкурсе оперные арии? Ведь их организм еще не готов для подобного испытания.
— Главная задача конкурса — не профессионального певца из ребенка сделать в обязательном порядке, а воспитать культурного человека, любящего и понимающего искусство. Мы не на конвейере автомобили штампуем, наш товар штучный.
— Вы никогда не жалели о том, что этот конкурс затеяли?
— Жалел, и много раз. Эта работа отнимает массу сил, выжимает до нитки, и иногда хочется послать все к чертовой матери, потому что на каждом шагу упираешься в
— Но что касается конкурсов, то у большинства из них основательно подмочена репутация.
— К сожалению, это правда. Существует, например, устойчивое мнение, что наш главный конкурс, носящий имя Чайковского, — самый коррумпированный. Хотя я не беру последний конкурс, проходивший прошлым летом, так как по нему не имею полной информации. Но эта проблема характерна не только для наших конкурсов. Однажды я был членом жюри знаменитого состязания вокалистов в Кардиффе. И наблюдал за тем, как одна из очень уважаемых певиц, приехав в жюри, привезла с собой свою ученицу, которую изо всех сил тянула на победу. Как товарищ Сталин говорил, не важно, как голосуют, важно, как считать. Это относится и к вокальным конкурсам. Но при этом еще никто не придумал иной, более совершенной системы отбора лучших.
— Кроме дефицита талантов (это уж как природа
— Да, мы стремительно теряем свою некогда знаменитую школу. Но как мы можем выдерживать конкуренцию, если только в прошлом году «Джульярд» (знаменитая
— Удивительно, но, невзирая на все вышеобозначенные проблемы, количество наших певцов и музыкантов, успешно работающих за границей, в последние годы только растет.
— За это надо сказать спасибо Михаилу Горбачеву — он открыл даже не форточку, а дверь. Пусть о нем сегодня говорят много плохого, но я считаю, что он один из первых советских функционеров, кто понял, что дальше так продолжаться не может. Я очень уважительно к нему отношусь. Благодаря ему наша молодежь получила возможность элементарно иметь информацию о том, что происходит в мире, учиться, работать, где пожелает. Помню, когда Пласидо Доминго решил спеть партию Германа, я подарил ему запись нашего знаменитого фильма «Пиковая дама», где Германа пел Зураб Анджапаридзе. На следующий день он прибегает на репетицию страшно взволнованный и спрашивает меня: «Кто это поет? Почему мы его не знаем?» А ведь мир не знает имени не только Анджапаридзе, но и Козловского, Лемешева. И я считаю это преступлением.
— Но разве на сегодняшнюю культурную жизнь Европы не влияет экономический кризис?
— Мне кажется, тут не все так просто. Когда сегодня приезжаешь в Милан, видишь, что стены разрисованы граффити, не пощажены ни театры, ни храмы, ни музеи — ничего. Вот это и есть культурный уровень нынешних итальянцев. Руководство страны хотело бы помочь культуре, но у него на это элементарно нет денег. А в России денег навалом — желания нет! На мой взгляд, России катастрофически не везет с министрами культуры.
— А
— Нет, они, видно, прекрасно обходятся своими силами. Была идея поставить в Мариинском театре оперу Александра Раскатова по булгаковскому «Собачьему сердцу», где у меня партия профессора Преображенского. Но этот проект не состоялся. Племянник одной из жен Булгакова сказал: «Я хочу быть богатым человеком». И потребовал с Мариинского театра личный гонорар за показ трех спектаклей в 100 тысяч евро. Естественно, худрук Мариинки Валерий Гергиев отказался выбрасывать на ветер такие деньги. Этот
— Куда вы сейчас после России направляетесь?
— Лечу в Мюнхен, беру машину и еду в Англию на Глайндборнский фестиваль, где в этом году занят в постановке оперы Яначека «Приключения
— Не жалеете, что перебрались жить из Англии в менее благополучную по европейским меркам Португалию?
— Зарабатывать деньги лучше в северных странах, а вот тратить — в Португалии. Я с семьей прожил два десятка лет в
— А где вам хорошо работать?
— Работать мне хорошо там, где есть творческий интерес, где певцов любят и уважают. Для меня это Англия, Германия, Америка. Лиссабон, конечно, далековато находится от мировых культурных центров, но самолеты летают с завидной регулярностью.
Сергей Лейферкус, оперный певец
Родился в 1946 году в Ленинграде.
Учился в Ленинградской консерватории.
Работал в Мариинском театре (с 1978 года), в Лондонской Королевской опере (с
Баритон Лейферкуса ярче всего раскрывается в русских и итальянских операх. Среди главных ролей — Онегин, Яго, Мазепа, Алеко, Борис Годунов.