Уже на двух автопредприятиях российские работники победили работодателей в трудовых конфликтах
Забастовка на заводе автомобильных компонентов «Бентелер» началась в конце прошлой недели как бессрочная. Но закончилась через двое суток, когда работодатель согласился на создание переговорной комиссии. Причем интересы работников будет защищать организатор забастовки — первичная организация Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), который ранее хозяевами компании не признавался и даже преследовался.
Основным требованием рабочих «Бентелера» является повышение зарплаты, которая здесь составляет около 18 тысяч. Ведь рядом, на калужском заводе
В Европе это уже проходили: противостояние работников с работодателями, создание боевых профсоюзов, локауты предпринимателей и забастовки рабочих: Лишь Россия с 1917 года пошла своим путем «классового мира», в котором «мы делали вид, что работаем, а они — что нам платят». В итоге советская продукция сверху обклеивалась знаками качества, но изнутри все чаще крылась матом. А наш рабочий класс хотя и стал самым орденоносным в мире, в Европе давно слывет талантливым, но малоквалифицированным.
Советский народ распевал песенку о неудачливом штрейкбрехере Кейси Джонсе, наказанном товарищами за отступничество. И именно у нас было создано рекордное количество трудов по классовой борьбе.
Теперь Россия познает эту тему на практике. Причем учится достаточно быстро и вполне качественно. На том же калужском «Бентелере», несмотря на жесткую позицию руководства, прессинг службы безопасности, привлечение ЧОПов, полиции, ОМОНа и даже местного Центра по борьбе с экстремизмом, организаторы стачки и рабочие проявили мудрость и выдержку. То есть действовали четко и слаженно, а самое главное — строго по закону. И вынудили противоположную сторону к соблюдению закона.
В разгар забастовки приехавший на завод представитель местной власти заявил о необходимости конструктивного диалога. После чего заводское руководство пошло на переговоры с профсоюзом, который прежде пыталось выдворить с «Бентелера» всеми правдами и неправдами.
Годом раньше на калужском «Фольксвагене» мирового соглашения удалось достичь даже без объявления забастовки. После чего руководство профсоюза МПРА заявило: «Менеджмент калужского предприятия не уронил в грязь имидж „Фольксвагена“ как социально ответственной компании».
Всегда бы так! Но надежды на это мало — весь мировой опыт свидетельствует об обратном. Да и хозяева международных концернов, строивших предприятия на российской территории, планировали получать прибыль, в том числе за счет экономии на зарплате местному персоналу, иначе зачем было идти в Россию? Точно так они действовали в Латинской Америке, Китае,
Теперь им приходится корректировать свои планы — с учетом просыпающегося правосознания российского рабочего класса, не желающего вкалывать за копейки. Аргументы работодателей — мол, производительность труда в России в
Возможно, именно потому коллектив всеволожского «Форда» первым среди предприятий автопрома еще в 2005 году начал борьбу с администрацией и одержал в ней первые победы. Теперь там совершенно иная обстановка. «На заводе раньше все ходили затравленные: боялись увольнения, лишения премии — это у нас в России везде было так. А сейчас в профсоюзе состоит 1500 человек, и это из 2000 работающих. Мы теперь сила!» — рассказывал один из профсоюзных активистов Борис Воробьев. И одновременно подчеркивал, что в результате на заводе коренным образом изменилось отношение людей к работе, к трудовой дисциплине, соблюдению правил безопасности
То есть обретение трудовых прав персоналом предприятия принесло пользу самому «Форду». Автомобили хорошо продаются в России, растет прибыль — без погони за экономией на зарплате работников. Выигрывает власть: с увеличенных зарплат местный бюджет получает больше налогов. А взаимное соблюдение трудового законодательства способствует социальному миру в регионе.
Наверное, на этом пути обоюдных выгод придется искать компромисс между работодателями, работниками и властями в других регионах, на других предприятиях России, как чисто отечественных, так и завезенных
«Мы хотим показать, что хорошие условия труда и высокий уровень заработной платы, существующие в Европе и США, следуют не из „демократичности“ и „цивилизованности“ этих стран, — говорил Борис Воробьев. — Они являются результатом многолетней упорной борьбы западных рабочих против капиталистов. Они сумели выбить из них эти условия. Надеюсь, в России большинство рабочих начнет бороться за свои права. Мы уже начали!»
Вчера в 8 часов утра 150 сотрудников завода «Бентелер» в Калуге прекратили забастовку и вышли на работу на конвейерную линию. Нет, пока что зарплаты рабочих не выросли, но администрация сделала первый шаг к этому — выпустила приказ о начале коллективных переговоров. В приказе оговорено, что интересы рабочих на предстоящих переговорах будет отстаивать первичная организация МПРА. Первое заседание переговоров назначено на 4 апреля. Можно сказать, что первый раунд в борьбе проф-союзы выиграли. Правда, пока только по очкам. Наш корреспондент выяснил подробности у проф-лидеров.
Дмитрий Кожнев, член совета МПРА, участвовавший в переговорах:
— Все наши требования, выдвинутые до настоящего момента, выполнены, в связи с чем забастовка прекращена. В ней принимало участие 150 человек — больше половины линейных рабочих.
— Начало переговоров — это еще не повышение зарплаты?
— Да, это небольшой шаг. Но для нас очень важно, что в процессе забастовки выковался коллектив профсоюза. Мы доказали свою готовность к борьбе на деле, а не на словах. Мы вышли на порядок более сильными из забастовки, чем в нее входили. Теперь мы достойны тех, с кого брали пример, — рабочих «Форда» и лично Алексея Этманова. Мы, собственно, и при составлении коллективного договора, за реализацию которого будем бороться, за базу брали коллективные договора «Форда» и «Фольксвагена».
— Вы же знаете, что Этманову неоднократно угрожали и давили на него всеми возможными способами?
— Мы осознанно шли на риски и к ним готовились, прорабатывали разные варианты и разные ходы. Ведь если ты не готов к борьбе, то лучше не начинать.
— Чего конкретно вы хотите добиться?
— Мы хотим поднять зарплату до 26 тысяч, обеспечить рабочим ежегодную индексацию плюс 10% роста заработной платы ежегодно. И еще требуем включения премии в оклад, как это было сделано на «Фольксвагене» после забастовки год назад, чтобы лишить администрацию рычага для давления.
— Что вы сделаете, если ваши требования не выполнят?
— Снова выйдем на забастовку. Зарплаты на конвейере в России и в Германии различаются в
Алексей Настин, председатель профкома МПРА на «Бентелере», линейный оператор:
— Наш рабочий день — это 8 часов полной концентрации. На отдых дается два перекура по 10 минут и 30 минут — перерыв на обед. За такую работу я хотел бы получать на руки 30 тысяч рублей — как мои друзья на калужском «Фольксвагене», куда мы отправляем продукцию. Сейчас оклад линейного рабочего на «Бентелере» — 18–20 тысяч рублей, для начинающего — 15 тысяч. Еще премия 20%, которой могут лишить, но в минусе подоходный налог. 2,5 тысячи уходит на квартплату. Хлеб у нас стоит 18 рублей, мясо — 240. Если еще неработающая жена, дети — тут сами понимаете. Ну, а если кредит, то вообще святых выноси.
Игорь Станкевич, директор профсоюза МПРА:
— Первое. Надо понимать, что будет оказываться жесткое давление со стороны администрации, и быть готовым. Это могут быть угрозы, увольнения, выговоры, перестановка с места на место, тотальный контроль, в том числе во внерабочее время. Люди должны понимать — работодатель сделает многое, чтобы не делиться с рабочими властью и деньгами.
Второе. При организации профсоюза и передаче документов надо продемонстрировать администрации массовость. Это проще сделать, если в профсоюз подали заявления 50% сотрудников предприятия.
Третье. Требования необходимо четко сформулировать и понимать, какие шаги вы готовы предпринять, чтобы их отстаивать. Как правило, это требования о повышении заработной платы и индексации заработной платы, отказ от постоянных переработок, защита от хамства администрации. До социального пакета наши рабочие пока не доросли.
Четвертое. Демонстрировать сплоченность. Пока люди готовы сопротивляться и стоять до последнего — администрация не имеет права закрыть профсоюз на законных основаниях.
Пятое. Если вы готовы к борьбе, важно найти
Беседовал Павел Орлов