Кто спасет "ИжАвто"

С 1 апреля завод работает всего три дня в неделю. Власти региона опасаются, что уже в текущем месяце предприятие будет полностью остановлено, а сотрудники сокращены.

Президент Удмуртской Республики Александр Волков заявил, что "ИжАвто" может полностью закрыть производство. Группа "СОК" с самого начала года пытается продать проблемный завод "АвтоВАЗу". "На сегодня у "АвтоВАЗа" возникли свои проблемы, реализация сделки затягивается, и "ИжАвто" будет вынужден провести массовое сокращение", - заявил Волков. По его словам, если предприятие не получит поддержку, оно начнет увольнять людей уже в апреле. В самой компании комментировать сложившуюся ситуацию отказались.

В зарплате уже потеряли

Пока увольнения на заводе не начались. "Никакой официальной информации о сокращениях на "ИжАвто" нет", - сообщила Любовь Зорина, заместитель начальника Управления государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

Однако с 1 апреля по 3 сентября 4986 сотрудников этого предприятия работают в режиме трехдневной рабочей недели. При этом, как сообщают сотрудники, компания попросила их написать заявления об отказе от 2/3 заработной платы, которая им причитается за вынужденный простой по вине предприятия. Работники в итоге немало потеряли в ежемесячном доходе. Если до кризиса они зарабатывали 10 000 рублей, то после введения нового режима стали получать 5000-8000 рублей. Правда, задержек заработной платы пока не наблюдается.

При этом ситуация с безработицей в регионе не самая простая: с начала года число открытых вакансий в службе занятости, например, уменьшилось с 15 000 до 5000. В центре занятости в январе регистрировалось еженедельно по 1500 человек. К марту этот показатель упал до 800 человек в день, однако высвобождение 5000 сотрудников "ИжАвто" вернет этот показатель на прежний уровень. Закрытие только этого завода увеличит безработицу в городе на 0,8%.

Сами работники, по их словам, ничего не знали о возможных увольнениях, пока об этом не заговорили СМИ. "Тогда руководство сослалось на выделение денежных средств от некоего Степашина и сообщило, что работать будем нормально", - говорит работник одного из цехов окрашивания Николай. Глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая в Совете Федерации, опроверг информацию о возможных сокращениях на предприятии, назвав это провокацией.

Не так страшно

Ситуация для работников "ИжАвто" складывается хоть и непростая, но и не критичная. "На территории Ижевска находится 25 только крупных промышленных предприятий (например, "ИжСталь", "Ижмаш", Ижевский радиозавод, Ижевский механический завод. - "Труд"), - комментирует ситуацию Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services, - большинство сотрудников работу себе найдут".

Кроме того, не прекращают свои проекты по набору персонала другие автопромышленники, например General Motors. Компании из Санкт-Петербурга и Калуги готовы принимать в свой штат сотрудников со знанием английского языка и опытом работы и даже помочь им переехать в другой город. Кадровые агентства тоже уже начинают обращаться к работникам "ИжАвто", чтобы закрыть заявленные вакансии.

Впрочем, рядовые сотрудники настроены менее оптимистично. "К закрытию завода отношусь плохо, - опасается Александр, сотрудник "ИжАвто". - В городе работы и так нет".

Если "ИжАвто" будет закрыт, пострадают не только работники завода, но и все связанные с ним предприятия, например поставщики комплектующих. В автопроизводстве принято умножать на три, то есть оценочно получается, что коллапс завода затронет около 15 000 человек.

"Это системное явление, а не просто один автопроизводитель, которому не повезло, - утверждает Булат Столяров, директор Института региональной политики. - Примечательно, что первым такое заявление делает компания, которой не удалось добиться господдержки".

Кстати, "АвтоВАЗу", находившемуся на грани остановки конвейера, помогла именно господдержка.

Опыт есть

Предприятие "ИжАвто" также включено в федеральную программу правительства по борьбе с безработицей, на которую выделено 43,7 млрд. рублей. А в 2005 году завод уже сокращал 6000 человек, и тогда центр занятости смог устроить практически всех работников предприятия, поэтому подобный опыт уже имеется.

С тех пор в бюджете Удмуртии заложена субвенция (временно выделяемая на конкретные цели дотация муниципальным властям из федерального бюджета) на новое сокращение на "ИжАвто", поэтому, по словам Любови Зориной, центр занятости мог бы устроить рабочих и без федеральной программы.

Цифры

10 000

рублей в среднем получали сотрудники предприятия до кризиса

5500

человек работают на "ИжАвто"

88

дней не отработают сотрудники завода в этом году из-за сокращенной рабочей недели

91%

работников попадут под сокращение в случае остановки конвейера

Источник: собственные данные