Больше всего перепало тем, кто дер-жал флаги Юлии Тимошенко, белые с красным сердцем. Накануне по радио день и ночь передавали ее призывы "выйти на площадь и защитить Украину". Такая вот веселая паранойя - защищаться от самих себя. Ушлые студенты успели заработать на двух мероприятиях сразу, перебегая от майданной оппозиции к митинговой кормушке Януковича. Если хорошо принял на грудь халявного пивка, то уже без разницы, каким флагом размахивать.
Политики с обеих сторон обещали вывести на улицы Киева как минимум 200 тысяч человек. Получилось в несколько раз меньше, и те в основном приезжие. Большие города украинской провинции вообще были пусты. По чудной весенней погоде народ двинул на дачи и пикники. Весенняя природа пробудилась: какая война, если деревья цветут и пчелы гудят? У пригородного запорожского супермаркета солидный дядя грузит в новенький "Шевроле" мешок древесного угля для шашлыков. На вопрос о политическом кризисе отвечает: "Поубивал бы их всех!"
Такой ответ стал традиционным и в электричках, и в крутых офисах. Бесконечные угрозы президента распустить Верховную Раду еще волнуют столичную элиту, но люди устали от дрязг. Народ уже не понимает, кто из схлестнувшихся сторон больше другого нарушил конституцию. Тем временем президентская администрация без всякого тендера, задешево отдала Южнотрубный завод в Никополе. Это крупнейшее трубопрокатное производство Европы. Новым хозяином стал зять Кучмы, днепропетровский магнат Виктор Пинчук. Тот самый, у кого два года назад демонстративно отобрали "Криворожсталь". Тогда украинская демократия якобы восстанавливала справедливость, а теперь откровенно покупает симпатии олигархов.
Полтавский чернозем жирный, говорят, можно мазать на хлеб. Под Полтавой есть село Тахтаулово, бывшее опытное хозяйство Института свиноводства республиканской академии наук. Здесь делают самое вкусное сало в мире. На общем сходе жители Тахтаулова объявили, что их село выходит из состава Украины. Людям полгода не платили зарплаты. И главное, не давали драгоценные земельные паи! Плевать на конституционные "измы". Если в стране нет элементарной справедливости. Зато чернозем стоит бунта. Сейчас Служба безопасности Украины допрашивает крестьян, обвиняя их в сепаратизме. Одновременно потребовали письменных объяснений у журналистов с указанием источника, откуда стало известно о сходке и "преступных намерениях" полтавских хлеборобов.
Участникам воскресных акций в Киеве платили долларами. Не только потому, что незадолго до манифестаций лидер оппозиции пани Тимошенко два раза подряд встречалась с Кондолизой Райс. Украина сама по себе перестала доверять национальной денежной единице. Если в более или менее стабильной России увеличивается объем рублевых вкладов, украинцы, наоборот, купили иностранной валюты в 2,7 раза больше прошлогоднего. Соответственно падает интерес к гривне. Да и как верить, если на глазах раскручивается маховик всеукраинского раздрая. Когда общество трясет от угрозы новых майданов и очередного фатального передела собственности - баксы надежнее.
Сегодня Киев вовсе не оранжевый. Как и вся страна, столица разделена пополам. Победит тот, кто сможет убедить народ в собственной правде. У оппозиции гремит рок, горят глаза, и очень весело. Акции правительственной коалиции проходят заметно скучнее. Трибуна с застегнутыми плащами номенклатуры, угрюмая человечья масса внизу.