От идеи до воплощения прошло четыре года. За это время скульптор Арам Аревикян, по его признанию, выучил повесть почти наизусть. Посмотрел мультфильмы, детские спектакли, посвященные несчастной собачке и Герасиму. В результате родилась такая композиция: у сапог хозяина, оставленных им у порога лавки, прилегла, дожидаясь его, верная псина "с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами" - точно такая, как описано в повести.
Что, между прочим, многих застало врасплох. Муму ведь давно с легкой руки "киношников" "записали" в дворняги. А у писателя она - благородных испанских кровей!
Открытие организаторы приурочили к 150-летию со времени первой публикации одноименной повести. Вышла она в 1854 году в журнале "Современник" и встречена была читающей публикой "на ура". Проходила церемония под холодным, "чисто питерским", моросящим дождем. Людей, однако, собралось немало - приглашенных и просто любопытствующих. Были, в частности, представители Ассоциации защиты животных. Для них конец марта станет отныне днем памяти прирученных людьми и затем брошенных домашних зверей.
Редко кто отказал себе в удовольствии погладить чугунную собачку весом 300 кг по голове. А заодно - загадать какое-нибудь желание. Поверье родилось, можно сказать, на глазах: кто погладит Муму, да еще кинет копеечку в сапог Герасима - быть тому счастливым. Копеечек в итоге набралось - несколько сот рублей. Их решили передать защитникам четвероногих бездомных.
На трогательную и вместе с тем веселую, со стихами и "живым" оркестром, церемонию открытия из-за двери кафе поглядывал, сдвинув густые брови, Герасим. Восковая его фигура появилась в заведении года три назад. Даже две фигуры: одна у входа, другая, более жизнерадостная, за одним из столиков в углу, в окружении многочисленных плюшевых собак.