Поэтому приятной неожиданностью стала воскресная передача "Пестрая лента" на канале ТВС, посвященная знаменитому "Кабачку "13 стульев". Появившись на наших домашних экранах в середине далеких уже 60-х годов, программа эта пользовалась громадной зрительской популярностью и просуществовала более пятнадцати лет. Причем прекратила существование не как нынешние - от быстрого творческого оскудения и полной потери интереса со стороны аудитории - ее закрыли по решению партийных властей.
Автор "Пестрой ленты" известный кинорежиссер Сергей Урсуляк внимательно и полно проследил историю "Кабачка". Участники программы, любимцы публики А. Белявский и О. Аросева, М. Державин и С. Мишулин, Н. Селезнева и В. Шарыкина, З. Высоковский и Р. Рудин, постоянный тогдашний редактор передачи А. Корешков во множестве ярких, выразительных деталей вспоминали о событиях той поры. О том, откуда они черпали шутки и репризы для своих выпусков, о рамках той "свободы слова", преследовавшей их с первых дней мелочной цензуре, о свалившейся на их головы всенародной популярности.
Автор и его гости постоянно говорили, что "Кабачок" в пору его расцвета вызывал не только восторги, но и строгие суждения критиков. Действительно, так оно и было: могу засвидетельствовать это, потому как сам, в ту пору молодой и активно пишущий рецензент, не раз высказывал свое неудовольствие "Кабачком". Сейчас, задним числом, понимаю: тогда мы были одержимы идеей телевидения как нового высокого искусства, пришедшего на смену кинематографу, а посему и грешили максимализмом. Одинаково яростно выступали против пошловатых зарубежных или отечественных кинокомедий, а заодно и сходных с ними развлекательных телевизионных опусов.
Сегодня, увидев в передаче С. Урсуляка пространные цитаты из "Кабачка" разных лет, с опозданием понял свою и своих коллег ошибку: мы придирались (возможно, даже справедливо) к мелочам, не осознав до конца главного. Того, что если и не понимали, то постоянно чувствовали зрители: в передаче в незатейливой, а то и иносказательной форме можно было немало узнать о реалиях нашей жизни, о людских характерах и нравах. Задумайтесь для сравнения, что вы узнаете в юмористической передаче Е. Петросяна "Кривое зеркало", которая нынче регулярно бьет рекорды недельных рейтингов?
Перемены во вкусах публики и в эстетике эфира - не могу даже сразу сказать, что тут первично, а что вторично, иногда кажутся необратимыми. Это в особенности заметно на примере такого популярного жанра, как сериал. Вспомните, на отечественном ТВ он начинался с историко-патриотических лент: "Вызываем огонь на себя", "Операция "Трест", "Адъютант Его превосходительства". Десять лет развития в этом направлении завершились триумфальными "Семнадцатью мгновениями весны". Еще десять лет, до начала перестроечной поры, прошли в приверженности этой линии, а затем все сломалось в одночасье: увлечение латиноамериканскими семейными сериалами, попытка наших телевизионщиков творить в тех же камерных рамках, потом резкий переход к криминальной, "ментовской" разновидности жанра.
В понедельник в цикле "Принцип домино" (НТВ) обсуждалась тема "Сериал сериалу рознь". Среди приглашенных в студию гостей фактически не нашлось горячих поклонников нынешнего отечественного многосерийного кино. Но в их высказываниях не было и единых критериев. Одни на первое место ставили профессиональное мастерство и в этом отношении выделяли из наших разве что "Бригаду". Другие, напротив, более всего ценили нравственные уроки, получаемые зрителями с экрана: тут им не оставалось ничего другого, как вспоминать незабвенную Изауру и других персонажей из далекой Бразилии.
Среди участников дискуссии в студии был и кинорежиссер Владимир Фокин, автор давнего сериала "ТАСС уполномочен заявить", принадлежащего к классической отечественной традиции. Он выступил откровенным адептом "нравственного" направления в жанре и поведал присутствующим в студии, а заодно и нам, зрителям, что снял шестнадцатисерийную ленту "Пятый ангел", премьера которой с этой недели будет показана в эфире НТВ.
Ведущие ток-шоу и подбором гостей, и своими вопросами, а также замечаниями в ходе дискуссии, казалось, всячески демонстрировали приверженность к тому типу искусства, который на их глазах нахваливал режиссер. Но мне показалось, что делают они это прежде всего из интересов родного канала: все-таки в течение шестнадцати вечеров в лучшее время там будет идти сериал, которому предстоит выдержать жестокую конкуренцию с произведениями, как нетрудно догадаться, совершенно иного плана.
О результатах этого состязания мы узнаем позже, сейчас же могу высказать осторожное опасение: телезрители настолько в последнее время приучены к жестокости, насилию, постельным сценам, что, боюсь, не смогут быстро вернуться в лоно доброго психологического кино.
Кстати: через неделю в Большом зале столичного Дома кино торжественно отметят тридцатилетие любимой миллионами зрителей многосерийной телевизионной ленты "Большая перемена". Я обратил внимание: в числе устроителей вечера названы разные кинематографические организации - и ни одной телевизионной! ТВ, которое в свое время заказало и оплатило киностудии съемки этого превосходного фильма, ныне, видимо, потеряло к нему интерес.