Напомню, только в первые сутки сухопутной операции американцы потеряли сразу 3 вертолета. Два из них (МН-53 и АН-64) получили сильные повреждения при аварийной посадке. Третий (СН-46) разбился на иракском полуострове Фао, погубив 12 британских десантников и американский экипаж из 4 человек.
Следующим черным днем винтокрылой авиации союзников стало 22 марта. Тогда в столкновении двух британских вертолетов над Персидским заливом погибли сразу 7 членов их экипажей.
А следом грохнулся американский вертолет (погиб один человек). 31 марта армия США лишилась еще одной "вертушки", упавшей при взлете с высоты 50 метров.
Что происходит? Российские специалисты считают, что виной всему серьезные конструктивные недостатки вертолетной авиации союзников, совершенно не приспособленной для войны в пустыне. Бывший командующий армейской авиацией Сухопутных войск России, Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов не исключает, что со временем "потери американских вертолетов значительно возрастут". Особенно если снова начнутся песчаные бури. Но и без них пыль в пустыне столбом поднимается при взлете и при посадке.
По мнению Павлова, получившего Золотую Звезду героя в Афганистане, пыль намного опаснее для вертолетов, чем туман или снег. "Снег и туман оказывают воздействие только на летчика, затрудняя ему видимость, в то время как пыль действует и на пилота, и на вертолет, забивая лопатки его турбины", - сказал генерал. Он особо отметил тот факт, что все американские вертолеты, в отличие от российских, выпускаются без специальных пылезащитных устройств. К тому же система смазки их двигателей не имеет фильтров, и в нее тоже попадает песок. Очевидно, именно по этой причине армия США потеряла 7 вертолетов "Апач" еще в прошлой войне в Ираке в 1991 году.
С генерал-полковником согласен эксперт в области боевой авиации Евгений Матвеев. По его словам, жара и запыленность резко ускоряют эрозию и коррозию узлов и агрегатов двигателей винтокрылых машин. "Пыль в буквальном смысле "съедает" лопатки компрессоров вертолетных двигателей, приводит к отложениям в виде корки на лопатках". От этого двигатели резко теряют мощность и запас устойчивости. Оказывается, во время боевых действий в Афганистане, где природно-климатические условия схожи с иракскими, более половины двигателей советских вертолетов по этой причине менялись досрочно.
Но авиацию союзников ожидает и другой враг - усиливающаяся жара. Тогда, считает Матвеев, чаще будут выходить из строя автоматика и радиоэлектронное оборудование, станут перегреваться двигатели. Это приведет к росту числа опасных отказов и вынужденных посадок, в том числе и в районах, занятых противником.