ПОШЛА БОЛЬШАЯ ЧИСТКА

Москва - далеко не курорт. И воздух, и вода, и почва под ногами переполнены выбросами от промышленных предприятий и гигантских транспортных потоков. Усугубляет положение и климат: долгой зимой деревья не вырабатывают столь необходимого городу кислорода. И тем не менее, по мнению министра правительства Москвы, руководителя департамента природопользования и защиты окружающей среды Леонида Бочина, экологическая ситуация в столице за последний год заметно улучшилась. К тому же в ближайшей перспективе начнет воплощаться городская экологическая программа, призванная сделать Москву более пригодной для проживания. Леонид Бочин рассказал читателям "Труда" о том, как чистят и будут очищать столицу.

ВОДА СТАНЕТ ЖИЖЕ
Рекам повезло дважды. Первый раз - когда в начале 90-х остановились многие промышленные предприятия Москвы, второй - нынешней зимой. По мнению экологов, после того как дорожникам запретили сбрасывать в реки снег (и вместе с ним мусор) с городских улиц, вода стала почище. К тому же перестало замусориваться дно. В результате в этом году будет больше рыбы, да и купаться станет безопаснее. Начиная с минувшей зимы убранный с улиц снег сначала плавят в снеготаялках, затем фильтруют и лишь потом спускают в водостоки. Однако не один снег загрязнял речки. Острой проблемой по-прежнему остаются несанкционированные сбросы отходов с предприятий. К тому же многие коллекторы, через которые городская дождевая вода попадает в водоемы, устарели, не оборудованы фильтрами, и это предстоит исправить. Еще проблема - периодические аварийные сбросы фекалий из канализации.
Нынче начинает действовать городская программа очистки 78 московских речек (всего их в городе более сотни). А вот за главную реку-Москву взяться пока не удается. Она, оказывается, находится в федеральной собственности, и получить "добро" на какие-то серьезные работы московским экологам крайне сложно.
СТОЛИЧНЫЕ СОЛОНЧАКИ
У соли, которая использовалась в качестве противогололедного реагента до последнего времени, был один ключевой недостаток. Впитываясь в почву и насыщая ее, она образовывала солончаки, на которых ничего толком не могло расти. Ежегодно вдоль дорог приходилось вырубать все больше погибших деревьев, а новые на их месте отказывались пускать корни. Реагенты, на которые перешли нынешней зимой, хоть и не безгрешны, но до солончаков уже не доведут. При применении, например, жидкого хлорида ХКМ содержание натрия в почве сокращается в пять раз, да и хлоридов в землю попадает меньше в полтора раза.
Будущей зимой вслед за солью будет показан красный свет еще нескольким реагентам. Это жидкий Антиснег-1, "полюбившийся" москвичам раздражающим уксусным запахом. Он к тому же обильно насыщает воду и почву нитритами и нитратами. Под запрет попадет и твердый НККМ, который увеличивает содержание фосфатов, нитратного и нитритного азота, нарушает кислотно-щелочной баланс почвы и тем самым губит зеленые насаждения. В общем, деревьям заживется лучше, кислорода станет больше.
"С нынешнего года мы вышли на качественно иной уровень озеленительных работ в городе", - добавил к этому Леонид Бочин. В Москве теперь будет высаживаться деревьев больше, чем вырубается. Как говорится, за одного битого двух небитых дают... А вот сажать деревья будут в основном зимой. Оказывается, в "ледяное время" года растения очень хорошо приживаются, гибнет всего лишь от двух до пяти процентов. Особенно если использовать новые, устойчивые к городской среде породы.
ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА
Наиболее заметные успехи в последние годы - на ниве борьбы за чистоту воздуха. За два года наши легкие "недополучили" как минимум 170 тысяч тонн отравляющих веществ. Если раньше дымили в основном заводы, то сейчас их "вклад" в загрязнение столичного воздуха невелик - 11%, а вот автомобили дают 83% всей грязи. Поэтому и основные меры по снижению вредных выбросов направлены именно на экологизацию транспорта. Запретить бы все морально устаревшие двигатели! Но раз бороться с подержанными иномарками (да и новыми отечественными автомобилями, которые тоже дымят сверх меры) бессмысленно, то решено оснащать их нейтрализаторами и дожигателями отработавших газов. Еще в прошлом году ими было оборудовано более 19 тысяч автомобилей, принадлежащих городским предприятиям, что позволило "недополучить" 40 тысяч тонн ядовитых газов. А кроме того, теперь "фильтры" стоят на всем городском транспорте.
Благоприятно сказалось на воздухе то, что приток автомобилей в Москву стал постепенно замедляться. Если в 90-е городской автопарк ежегодно увеличивался на 200 тысяч машин в год, то теперь прибавление - менее ста тысяч. А главный пока прорыв - открытие третьего транспортного кольца. С ним скорость городского движения выросла, следовательно, количество выбросов упало. Ведь в пробках ядом исходят не только нервные водители, но и работающие на холостых оборотах моторы.
По мнению градоначальников, дальнейшая борьба за чистоту воздуха связана с переходом на газовое топливо для автомобилей. Планируется построить более 25 газозаправочных станций и перевести на пропан-бутан не менее 300 тысяч автомобилей, что сделает атмосферу еще на 4 процента чище.
А ЧТО ДЕЛАТЬ С ГОССВАЛКОЙ?
Сегодня облик Москвы "украшают" более 70 промышленных зон. Некоторые экологически неблагополучные предприятия властям удается постепенно вытеснять за черту города. К тем, которые остаются, предъявляются все более жесткие требования, суть которых - в одном: не гадить. Правда, на часть предприятий найти управу сложно: они в федеральной собственности, доступ туда закрыт. Та же ситуация и со свалками. Значительную часть мусора вывезти из города пока не удается, поскольку он "государственный". Все же остальные свалки постепенно будут удалять. В том числе и подземные "могильники". Тысячи тонн мусора на пятиметровой глубине достались нам в наследство еще от 30 - 50-х годов прошлого века.
Неприятным образом развивалась ситуация на территории парка Кузьминки. Часть природоохранной зоны долгие годы занимал филиал НИИ Химмаша. В результате при прошлогодней инвентаризации лесопарка были найдены различные нездоровые "тайники". Остается ждать, когда филиал покинет наконец-то лесопарковую зону (это должно произойти уже в мае), и всерьез взяться за рекультивацию.
ГЛЯДИ В ОБА
- То, что предстает нашему взгляду, может радовать или печалить, воодушевлять и угнетать. Некоторые городские пейзажи способны ввергнуть в депрессию. Чтобы такого не происходило, нужно считаться с видеоэкологией. Грамотная подсветка и раскраска зданий, цветочное оформление - это для человека зачастую также важно, как чистый воздух. Наша задача - "снимать" ощущение серости, угрюмости города, - рассказывает главный художник Москвы Игорь Воскресенский.
С подсветкой зданий в городе вроде все в порядке, теперь дошла очередь до цветов. Недавно правительство Москвы выпустило постановление "О мерах по улучшению цветочного оформления города", и в ближайшие два года площадь цветочных клумб превысит 412 тысяч квадратных метров. Они должны появиться едва ли не в каждом дворе, не говоря уж о бульварах. Кроме того, в департаменте природопользования надеются, что, помимо "муниципальных" клумб, возникнут и цветники, организованные самими москвичами. Для жителей, которые организуют лучшую клумбу в своем дворе, предусмотрены даже премии мэра на сумму от 10 до 25 тысяч рублей. Предусмотрены и "антивандальные клумбы" - они будут подвешиваться в том числе на фонарных столбах, куда трудно добраться. А бдительно следить за тем, чтобы цветники варварски не разорялись, поручено Управлению по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды столичного ГУВД.