ЧЕЧНЯ : ВРЕМЯ СТРОИТЬ, А НЕ УБИВАТЬ

Ситуацию в республике и вокруг нее комментирует заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Ахмар завгаев

- Ахмар Гапурович, как вы прокомментируете приказ командующего Объединенной группировкой войск в Чечне генерал-лейтенанта Владимира Молтенского о так называемых "вежливых зачистках"?
- Это может в значительной степени оздоровить обстановку в республике. Приказ генерала Молтенского полностью выбивает почву из-под ног Масхадова и его соратников. Для них важно противопоставить народ властям, а поэтому они любые вынужденные зачистки используют с выгодой для себя, а то и сами провоцируют, переодеваясь в форму солдат Российской армии или милиции. Отныне составляются списки, где указывается конкретно: кто, за что и кем задержан. И если за человеком нет состава преступления, то его освобождают. Таким образом, боевики лишены возможности свои преступления сваливать на федералов...
- Можно ли сказать, что обстановка в Чечне определенно меняется в лучшую сторону?
- Да, безусловно. Сделано многое, хотя это малая часть того, что предстоит сделать. Дудаевцы и масхадовцы 10 лет уничтожали не только экономику, но и социальную сферу, систему здравоохранения, образования. Сейчас создано около ста тысяч рабочих мест, восстанавливаются учебные заведения, школы, больницы. В республике уже учатся около 18 тысяч студентов, 190 тысяч школьников, работают 53 больницы.
Уже не идет речь о масштабных операциях боевиков, так как уничтожены их крупнейшие базы. Большинство полевых командиров сейчас находится за пределами России. Так, Удугов и Яндарбиев скрываются в арабских странах, Закаев и Ахматов - в Западной Европе. У боевиков сегодня нет реальных сил для войны, а поэтому они перешли на терроризм, минирование дорог.
- Если все так, то почему же продолжается война? Вот и бывший президент Ингушетии в своем недавнем интервью одной газете не без резона задается вопросом: "Если говорят, что сегодня в Чечне разбиты вооруженные формирования, то кто же взрывает?". Федералов, имеется в виду...
- Это лукавый вопрос с его стороны, ибо Руслан Аушев сам отлично знает, кто взрывает, на чьи деньги эти "взрывы" покупаются. Я обладаю информацией о том, что Масхадов, Арсанов, другие полевые командиры - нередкие гости в доме Аушева. Он их не просто привечает, но и, смею утверждать, покрывает. На днях был похищен заместитель руководителя налоговой службы Чечни. Следы похитителей привели в Назрань, но ингушские правоохранительные службы не позволили сотрудникам ФСБ задержать похитителя. И это типичный пример. Я считаю, что без покровительства Руслана Аушева операции по задержанию и ликвидации главарей бандформирований давно были бы успешно завершены. Сегодня не секрет, что некоторые бандиты находят в Ингушетии убежище...
Все это так или иначе способствует совершению терактов против мирного населения, представителей власти, духовенства, сотрудников правоохранительных органов. И если спецоперации используются Масхадовым для противоставления народа властным органам, то Аушевым - для удержания чеченских беженцев в Ингушетии. Могу сказать, что в Шелковском, Наурском, Ножайюртовском районах республики подобных проблем нет только потому, что они находятся далеко от границ Ингушетии.
- Вы высказываете серьезные упреки в адрес Руслана Аушева. Не боитесь, что он подаст на вас в суд по защите чести и достоинства? Согласитесь, за вашими словами могут стоять обычные слухи, "версии"...
- Это в Москве ему удается выдавать факты за слухи и устраивать политические спектакли, а у нас, на Северном Кавказе, каждый на виду. Скажем, Руслан Аушев возмущается решением Анатолия Чубайса, тогда первого вице-премьера, закрыть в 1997 году в Ингушетии, так сказать, зону экономического благоприятствования. И мотивировал свое решение тем, что в ней отмываются деньги и покупается оружие для боевиков. Приведу один характерный пример. Руслан Аушев в 1996 году лично подарил известному террористу Шамилю Басаеву американский вездеход "Хаммер" - и это после "операции" в Буденновске...
За те 9 лет, что он был президентом Ингушетии, уровень безработицы в республике достиг 70 процентов. Это самый высокий показатель среди всех субъектов Российской Федерации. В Ингушетии закрылись целые отрасли сельского хозяйства. Именно поэтому он и его окружение прилагают все усилия, чтобы ситуация "ни войны, ни мира" сохранялась в Чечне как можно дольше. При стабилизации обстановки в Чеченской республике у ингушей появятся время и возможность задуматься о том, кто на самом деле виноват в том тяжелом положении, что сложилось в Ингушетии. Именно поэтому он и его соратники всячески стараются повернуть события в Чечне на рельсы 1996 года.
Вот он в упомянутом интервью задает вопрос: "Почему власть, которая была создана после назначения Кадырова, не чувствует себя уютно?". Я уже говорил о тех положительных сдвигах, которые происходят в социальной сфере. Сейчас хочу подчеркнуть, что объем производства валовой продукции в денежном эквиваленте в Чеченской республике составил 4 млрд. рублей, хлеба собрано 300 тысяч тонн. А сколько мешков зерна собрал Аушев на своей части плодородной пашни бывшей Чечено-Ингушской республики?!
- Восток, конечно, "дело тонкое", но слушаю вас - и невольно ловлю себя на мысли о том, как далеко зашла разобщенность между чеченцами и ингушами, по сути, одним вайнахским народом.
- Я не вижу разобщенности между народами Чечни и Ингушетии. Есть клан Масхадова, Аушева, их единомышленников, и есть люди, которые противостоят им. И там, и там объединены люди, независимо от национальной принадлежности. Скажите, разве арабские или украинские наемники, которые воюют в Чечне, борются за независимость Ичкерии? А какие цели ставил Березовский, когда давал миллионы долларов на войну Масхадову, Басаеву, Радуеву? (Об этом говорил в своем интервью сам Масхадов.) Сейчас глашатаи чеченской войны стараются выставить себя жертвами политических притеснений.
Таковым пытается предстать и Руслан Аушев, который в своем интервью утверждает, что 99 процентов чеченцев морально поддерживают боевиков. Тем самым бывший президент Ингушетии пытается закрепить, на мой взгляд, чеченский народ в глазах российской и мировой общественности в образе бандита. У нас говорят: "Не завязывай шнурки на ботинках на бахче соседа". Никто не уполномочивал его говорить от имени нашего народа: мол, чеченцы по-своему помнят все четыреста лет, которые жили в составе России.
Беду навлекли на нашу республику его друзья Дудаев и Масхадов, когда в сентябре 1991 года с группой вооруженных людей, совершив убийство председателя Грозненского городского Совета народных депутатов Юрия Куценко, ранив десяток депутатов верховного совета Чечено-Ингушской республики, насильственным путем захватили власть. С того дня нарушились устои в стабильной многонациональной республике. От бандитского беспредела из Грозного потянулся первый поток беженцев. Вторым этапом был спровоцирован осетино-ингушский конфликт, в котором погибли сотни и лишились крова десятки тысяч невинных людей.
Беженцы сегодня - для нас главная боль души. Мы переживаем, сочувствуем и делаем все возможное для возвращения их к родным очагам. Основная тяжесть в создании необходимых условий по размещению беженцев выпала на наших соседей, которые отнеслись с пониманием к их проблемам. Мы очень благодарны В.Кокову, А.Дзасохову, А.Черногорову, Н.Максюте, В.Чубу, К.Илюмжинову, В.Семенову, Д.Аяцкову - всем, кто постарался откликнуться на нашу беду, а не обогатиться на ней, не использовать ее в своих целях.
- Звучат и предложения вновь объединить Чечню и Ингушетию в одну республику, как это было раньше...
- Несомненно, одно: у чеченцев и ингушей много общего в обычаях, традициях, истории. Однако сегодня пока рано говорить об этом - не до того. Это, во-первых, а во-вторых, пусть этот вопрос решают сами чеченцы и ингуши.