ТАНЦУЮТ ВСЕ

Фестиваль национальной театральной премии "Золотая маска" в самом разгаре. Уже очевидно, что бесспорным лидером - и по именам, и по числу спектаклей, и по уровню художественных открытий - все-таки является музыкальный театр. Сюда вошли не только "Мариинка" и Большой театр, но и множество коллективов, выступающих в жанре синтетического искусства.

Театр танца многолик и разнообразен. Если кто-то считает, что он ограничивается только классическим балетом, то этот человек сильно отстал от жизни. Подтверждение тому - афиша "Золотой маски". На два балета, представленных в конкурсной программе, приходится более десяти постановок отечественных хореографов, работающих в стиле "современного танца".
Еще два десятилетия назад данное направление считалось в России самодеятельностью. А ведь известный во всем мире "contemporary dance" имеет столетнюю историю, среди его основателей были и Айседора Дункан, и Марта Грехэм...
В 90-х годах ХХ века отношение к современному танцу изменилось и в нашей стране. Его сторонники были официально признаны и переведены в статус профессионалов.
В этом жанре, напоминающем театральный коктейль, причудливо смешиваются танец и драма, живопись и музыка, реальность и символы, пафос и эпатаж. Проявление индивидуальности - вот его смысл. Оригинальность идеи и яркость воплощения - вот критерии для его оценки. Это и реальный шанс для тех, кто хочет выразить себя в творчестве. Здесь нет ограничений по возрасту, внешним данным. Даже для тех, кто весит не меньше ста килограммов, найдется место в труппе "Балет толстых".
В нынешнем фестивале участвуют коллективы из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы. Один из пионеров отечественного "современного танца" хореограф Евгений Панфилов привез на "Золотую маску" даже два разных театра. Если "Прекрасные дамы маркизов и русских князей" показались зрелищем вычурным, рассчитанным на внешние эффекты, то его спектакль "Бабы. 1945 год" поразил своей безыскусной, неоспоримой красотой, эмоциональностью, замечательным актерским ансамблем.
В центре внимания оказалась и труппа "Провинциальные танцы" во главе с Татьяной Багановой, в прошлом году удостоенной "Золотой маски" в номинации "Лучший российский хореограф". Теперь Баганова показала изысканный спектакль "Кленовый сад". Он ставился специально для Американского фестиваля танца и уже получил высокие оценки на многих западных смотрах. "Кленовый сад" - один из главных претендентов и на "Золотую маску". Совсем иная реальность, неразрывно связанная с нашим бытом, где есть и русская гармошка, и надрывные крики по поводу "женской доли", предстала в "Зарисовках с натуры" челябинского хореографа Ольги Пона.
Среди дебютантов фестиваля - танцевальная группа "Киплинг". Созданная совсем недавно, она показала спектакль "Высокорослые томаты, или Правда о грушах", заинтриговав зрителей не столько своим искусством, сколько названием и ползающим по сцене червяком.