Впервые идея этого проекта была озвучена еще в начале прошлого века. В то время Российская империя переживала настоящий промышленный бум. Однако нормальное развитие страны было прервано самым драматичным образом: началась первая мировая война, затем революции, разруха и прочие катаклизмы надолго отодвинули проблемы освоения богатейших районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
К проекту БАМа вернулись в тридцатые годы, провели детальные изыскания трассы и кое-что даже успели построить, но Великая Отечественная война, последовавшее за ней восстановление народного хозяйства, масса других неотложных дел не дали приступить вплотную к осуществлению грандиозного строительства.
И только в 1974 году был дан новый, теперь окончательный старт "стройке века". Уже через десять лет были проложены пути, сооружены вокзалы, депо, поселки и города, не хватало самой малости: не был пробит Северо-Муйский тоннель длиной почти 16 километров. Первые поезда пошли по временной ветке вокруг одноименного хребта, но нормальная эксплуатация БАМа по "обходному" варианту была весьма затруднена.
Пришли иные времена, и оказалось, что Транссиб в силу недогрузки не очень рвется отдавать грузы молодому собрату. Финансирование строительства еле теплилось, и казалось, что в этих условиях БАМ ждет судьба полярной железной дороги - "от Салехарда в никуда". Стало ясно, что без поддержки государства проект не осуществится. После долгих споров и обсуждений правительство проявило государственную мудрость и приняло постановление о первоочередных мерах по освоению зоны БАМа.
Министерство путей сообщения заняло позицию безоговорочной поддержки завершения строительства и освоения прилегающих территорий. Руководители субъектов Федерации зоны БАМа тоже оказали посильную помощь, и жизнь снова затеплилась на дороге. Однако ее нормальная эксплуатация по-прежнему была невозможна без Северо-Муйского тоннеля.
И вот наконец свершилось! Теперь, с завершением проходческих работ в тоннеле, созданы все условия для проведения грандиозного экономического эксперимента: государство не имеет средств на освоение прилегающих к БАМу территорий, поэтому, по мнению некоторых либеральных экономистов, оно должно создавать инфраструктуру и условия для инвестиций, и последние непременно появятся. Пожалуйста: государство, потратив десятки миллиардов долларов, сделало доступными сказочные богатства Сибири и Дальнего Востока - чего стоит только Удоканское медное месторождение! Более того, уже найдены запасы полезных ископаемых многих наименований от золота до угля: приходи, разрабатывай, "пожинай" дивиденды и иди дальше. Если инвесторы вложат необходимые средства, это будет процветающий край с очень высоким уровнем жизни.
Впрочем, это дело будущего. А пока не грех выпить по бокалу шампанского, вспомнив всех, кто причастен к великой (в самом прямом смысле) стройке, и помечтать о тоннеле до Сахалина. А что, чем черт не шутит: провезти контейнер из Японии до французского Бреста без перевалки стоит того, чтобы поработать вплотную и над этим проектом.