16-й зимний фестиваль маэстро принес премьеры и дебюты
Международный зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи когда-то вырос из успешной гастроли маэстро в курортной столице России. После этого ни он ни город не захотели прерывать общение, и в нынешнем феврале праздник прошел уже в 16-й раз. И, как всегда – даже в сегодняшних непростых условиях – принес художественные впечатления экстра-качества и, что не менее ценно, яркие человеческие открытия.
Разве не высшая артистическая планка – программа «Па-де-де на пальцах и для пальцев» прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой и не менее звездного скрипача (по совместительству супруга Светланы) Вадима Репина? Эта полуторачасовая сюита на музыку легендарных композиторов от Монтеверди до Уильямса в постановке Мауро Бигонцетти, Йохана Кобборга, Юрия Посохова и других ведущих хореографов мира уже объехала много стран, а теперь порадовала сочинцев. А какую публику не вдохновит приезд Малого театра со спектаклем «Метель» по Пушкину и Свиридову с Василием Бочкаревым и Игорем Петренко в главных ролях? Или постановка режиссера Марины Брусникиной «Евгений Онегин» по Пушкину же и Чайковскому в исполнении Евгения Миронова и Елизаветы Боярской, а музыкальную часть проекта (как и в предыдущем случае) обеспечил Всероссийский юношеский симфонический оркестр Юрия Башмета.
А имена пианиста Дениса Мацуева и виолончелиста Александра Рамма в афише итогового симфонического концерта (Первый концерт и Вариации на тему рококо Чайковского) – можно ли представить себе звучнее?
Что же касается приезда индийской танцевальной компании под руководством Адити Мангалдлас и первого за всю карьеру дирижера Теодора Курентзиса визита его оркестра musicAeterna в Сочи с программой «Образы Италии в музыке Чайковского», то знаю, что ради этих событий на черноморский берег летели и энтузиасты из Москвы. И даже разброс цен на билеты в Зимний театр от полутора до десяти тысяч (прямо скажем, не слишком щадящий зрительские кошельки) не пугал…
А ведь я не назвал вам и половины всех событий на этой крупнейшей площадке фестиваля.
Впрочем, признаюсь – отдавая дань пафосу Зимнего, я сам больше согреваюсь на программах другого, внешне более скромного Органного зала. Именно там для меня на протяжении уже многих фестивалей происходят главные открытия – художественные и человеческие. Увы, не расскажу вам о ходе поэтического марафона или, допустим, мастер-классов для юных оркестровых музыкантов – даже на любимую площадку невозможно ходить в ежедневном режиме все две недели праздника. Обычно так подбираю программу своего визита, чтобы он охватывал две академии – те, что адресованы молодым композиторам и оперным певцам.
К сожалению, на обеих сказалась тревожная военно-политическая обстановка – приехало заметно меньше участников, чем бывало прежде, а из-за границы – почти никого. Но и из тех 24 заявок, что поступили на композиторскую резиденцию, интернациональному составу педагогов – они же члены жюри Александр Чайковский (председатель), Кузьма Бодров, Валерий Воронов (Беларусь-Германия) и Патрик де Клерк (Бельгия) – удалось собрать полноценный финальный гала-концерт из 10 крупных сочинений для камерных ансамблей. И какие же они разные! Например, Федор Кириллов и Наталья Дроздова явно испытывают склонность к детской тематике – свойство среди приверженцев современной академической музыки драгоценное и до сих пор дефицитное. Единственная среди финалистов не-москвичка – уфимский композитор Лидия Ризванова – увлекла, напротив, глубиной чувств многое пережившего человека, которые ей удалось передать с помощью проникновенных башкирских народных интонаций. А обладатель первой премии в номинации «Струнный квартет» Валентин Бездетко заинтересовал не только развернутой, прямо-таки симфонической формой своего квартета «Кадеш», но и необычным путем в музыку. Валентин – профессиональный инженер-кибернетик (диплом МИРЭА по специальности «информатика и вычислительная техника»), за рояль впервые сел в 19 лет – зато сейчас учится на 3 курсе Московской консерватории и сочиняет весьма горячую в эмоциональном плане музыку. Можно себе представить, в какие интригующие звуковые вселенные молодой человек с таким необычным бэкграундом заглянет в самое ближайшее будущее, когда перед ним распахнутся двери консерваторского Центре электроакустической музыки – одной из самых авторитетных среди подобных институций в мире.
Чуть больше, 13 человек, попали в финальный концерт академии молодых оперных певцов, посвященной в нынешнем году романсам русских композиторов – Рахманинова, Гречанинова, Черепнина. Зато в этой специальности гораздо активнее, чем у композиторов, оказались представлены регионы. Приехал даже один иностранец – латвийский баритон Клементс Алексанс (впрочем – студент нашего ГИТИСа). Кстати, рассказал мне потом многолетний руководитель этой академии, глава Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин, именно Клим, равно как петербурженка Анастасия Егорова – среди тех, кто совершил впечатляющий рывок в ходе мастер-классов, которые в нынешнем году провели солистка Большого Марина Мещерякова, «наш человек» в Берлинской высшей школе музыки пианист-концертмейстер Семен Скигин, шеф Лондонской школы русского балета Евгений Горемыкин. Прочат эксперты мощный прогресс и другому участнику академии – потрясающе голосистому тенору Роману Коллерту, которого, признался мне Скигин, он не глядя взял бы в свой берлинский класс, если бы юноша не учился уже в Москве в таком серьезном месте, как Молодежная академия Большого. Точно так же составили бы, по мнению Семена Борисовича, конкуренцию лучшим европейским студентам и другие «вдовинцы» -- московское сопрано Анна Юркус, или меццо Медея Чикашвили, или хабаровский баритон Максим Лисиин. А чем отстает от них сопрано из Ростовской консерватории Наталья Джавшанашвили, хотя девушка пока представляет только региональную вокальную школу? Или симферопольский бас Демьян Онуфрак, правда, ныне, после обучения в Санкт-Петербургском музучилище имени Римского-Корсакова, уже тоже поступивший в «Молодежку» Большого театра…
Но самую впечатляющую жизненную историю я услышал от концертмейстера академии, молодого пианиста Николая Ерукина. Коля – уроженец якутского поселка Чокурдах. Там, на 70-й широте, в 1300 километрах севернее Якутска, несмотря на малую численность населения (меньше 2000 человек), есть крепкая музыкальная школа, и одаренного мальчика совместными усилиями родителей и учителей развили до уровня, позволившего ему поступить и с блеском окончить Казанскую консерваторию. А впоследствии получить приглашение от того же Дмитрия Вдовина в Молодежную академию Большого театра… После этого, мне кажется, все споры о том, хороша или плоха отечественная система музыкального образования, должны быть окончены, а специалистам из других стран, включая самые-самые продвинутые, стоит ездить к нам – изучать постановку российского музыкально-педагогического дела, за которой – многосотлетний опыт выращивания талантов, равных которым не знает мир.