Почему Великий пост начинается с воспоминания об Адамовом изгнании
27 февраля начался Великий пост. Нынешняя, первая седмица для верующих считается такой же строгой, как и Страстная, что накануне Пасхи. Но если тогда мы будем переживать со Спасителем Его страдания и смерть на Кресте, то сейчас вспоминаем про сотворение мира и человека. Сегодня — кульминация тех событий: в пятницу в храмах читают о грехопадении Адама и Евы. Церковь как бы ставит нас перед дверями рая, напоминая, что потерял человек после изгнания. И подсказывая, как можно снова обрести утраченное счастье.
История грехопадения Адама и Евы — один из самых известных библейских сюжетов. Ведь если не вдаваться в детали, все очень просто: человек нарушил заповедь Божию, съел запретный плод и был наказан.
На картинке вверху, из «Библии для детей», мы видим, как происходило то самое первое в мире грехопадение. Тут и змей-искуситель, под чьей личиной скрывался сам Сатана — глава ангелов, отпавших от Бога и превратившихся в бесов. Не поладили с Создателем они, кстати, именно из-за человека: не хотели признавать его главенства над собой, как того требовал Бог. Здесь и Ева (тогда она звалась просто «жена»), зачем-то вступившая в диалог со змеем: можно ли есть плоды с дерева познания добра и зла. Адама в тот момент рядом не было. Он появится уже после того, как Сатана убедит Еву, что Бог сказал им неправду и что надо непременно попробовать эти плоды: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и будете как боги, знающие добро и зло». Ева поверила змею и съела запретный плод, а потом дала поесть Адаму. Так люди нарушили единственную просьбу Бога, усомнившись в Нем, поверив Сатане. Любовь была предана, счастье закончилось. В мир проникли зло, предательство и смерть...
Когда мы перечитывали с шестилетней внучкой историю про Адама и Еву, в этом месте она заметила: «Понятно, что Бог прогнал их из рая. Мы тоже не дружим с предателями». Спрашиваю: «А если прощения попросят?» — «Ну они ж не просят». Вот и Бог ждал, что отступники раскаются, готовый все простить. Но им было не до того: первые люди обнаружили, что они наги, и спешно сооружали набедренные повязки. И прятались от Господа, так было стыдно: этот момент мы видим на иллюстрации к дореволюционному изданию «Библейских рассказов для детей» П.Н. Воздвиженского (фото в начале статьи). Тогда, пытаясь подтолкнуть их к покаянию, Господь впрямую спросил сначала у Адама, не ел ли тот с запретного дерева, а потом у Евы — что она сделала. Увы, грех в их душах уже дал ростки. И вместо того, чтобы покаяться, Ева обвинила во всем змея, а Адам переложил ответственность на жену и даже на самого Создателя: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Очень по-человечески!
Услышав голос Создателя, они, объятые стыдом и ужасом, метались между деревьев в поисках укрытия. Оставлять таких людей в раю было просто жестоко. Да и к тому же в Эдемском саду росло дерево жизни, плоды с которого дарили бессмертие. Теперь, когда человек обрел опыт зла, трудно даже представить, в кого он мог превратиться, став бессмертным...
«И изгнал Бог Адама, и поставил на востоке у сада Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». В храмах этот эпизод вспоминают как раз сегодня, а еще в канун Великого поста, в Прощеное воскресенье, и называют Адамово изгнание. О жене Адама тут ни слова: отныне, по велению Бога, над ней есть господин — муж, и дело Евы — послушно следовать за ним и рожать в муках детей. Наказан за свое о-слушание и Адам, которому Бог сказал: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». То есть присудил к столетиям нелегкого труда: из Библии известно, что Адам жил после изгнания 930 лет. Примерно столько же — и его потомки, а один из них, Мафусаил, и вовсе 969 лет: на людях еще лежал отблеск вечности. После Потопа продолжительность жизни сократилась до 120 лет, ну а сейчас — сами знаете...
На гравюре Гюстава Доре «Изгнание из рая» (вверху) люди одеты в шкуры. Другим стал и весь мир, поврежденный грехом. Раньше он с радостью повиновался человеку — венцу Божьего творения: дикие звери к нему ласкались, микробы не вызывали болезней, огонь не мог обжечь, а вода — утопить. Теперь же людей со всех сторон окружали опасности. Но самое важное из того, что утратил человек, — это непосредственное общение с Богом. Это было главной скорбью Адама, который наконец-то понял, что потерял. По преданию, они с Евой никуда не ушли, поселились поблизости, и часто его можно было видеть сидящим напротив врат рая и плачущим об утраченном счастье.
Ну а теперь о том, почему церковь вспоминает Адамово изгнание накануне и в самом начале Великого поста. Проще всего об этом сказал наш почти современник, митрополит Антоний Сурожский: «Мы все с вами грешники. Но Адам один раз в жизни согрешил, а потом 900 лет каялся и плакал. Вся жизнь его после изгнания, по сравнению с той, которой он наслаждался в раю, была сплошным строжайшим постом, тяжелейшим трудом, борьбой за жизнь. Строгий пост 900 с лишним лет! И надежда покаяния, непрерывная надежда на прощение и спасение души, обещанная Творцом, когда Господь сказал первым людям: наступит тот момент, когда „семя жены сотрет главу змия“.
Мы-то знаем, что это случилось, что от Девы родился Спаситель мира, который искупил наши — и его, Адама, грехи. Но он-то этого не знал! И все равно верил и надеялся. Это ли не пример, что, даже согрешив, человек не должен впадать в уныние, в ропот, оправдывать себя, ссылаясь на обстоятельства. Грех ведь точно по этому сценарию до сих пор поселяется в нашем сердце. Но у нас есть опыт Адама. И мы знаем, что у его истории счастливый финал».
И вот тому подтверждение — фреска «Воскресение Христово» из константинопольского монастыря Хора (1315-1320). Здесь тема «Сошествия во ад» (эта икона, кстати, обычно лежит в храмах на аналое в Прощеное воскресенье, когда вспоминают Адамово изгнание) трактуется с особым драматизмом. В середине композиции — Христос в белой одежде; правой рукой он держит руку Адама, а левой — руку Евы. Адам при этом изображен почти бегущим навстречу Христу, а Ева с усилием поднялась из глубин ада. Сейчас они — давно уже с Господом, как и все, кто стремится и жаждет обрести спасение.
Что ж, Великий пост — отличная возможность сделать первые шаги на этом пути. С Богом!