Минерва в кокошнике

В Инженерном замке Петербурга открылась выставка «Екатерина Великая в стране и в мире»

Глупая безродная немка, узурпировавшая российский престол, чуждая интересам народа... Примерно так представляли советским школьникам императрицу Екатерину Вторую. И лишь между прочим упоминались ее государственные преобразования. Но достаточно было зайти в Эрмитаж, выстроенный (и здания, и коллекции!) ее стараниями, чтобы понять: что-то не так со школьными установками.

Впрочем, и властолюбие Екатерины, и ее жестокость к подданным, и бесконечная череда фаворитов — все это тоже было. Но деяний со знаком плюс все-таки гораздо больше. Касается это и русского искусства. Во многом благодаря «просвещенной императрице», как называли Екатерину, оно заняло одно из ведущих мест в мире.

Что наглядно подтверждает выставка «Екатерина Великая в стране и в мире», открывшаяся в Инженерном замке Петербурга — филиале Русского музея. Удалось собрать пять сотен произведений живописи, графики, скульптуры, изделий из фарфора и стекла, костюмов из таких крупнейших отечественных хранилищ, как Эрмитаж, Музей А.В. Суворова, Государственный исторический музей, музеи Кремля. Понятно, и из самого Русского музея. А также из частных собраний, Госархива, музеев-заповедников «Петергоф» и «Павловск»...

Наша Северная Минерва (как с легкого пера поэта Державина называли Екатерину ее приближенные) изображена на полотнах и в мозаике, анфас и в профиль. Она и законодательница в храме богини правосудия (знаменитый портрет Дмитрия Левицкого), и верхом на коне Бриллианте «равно солдат» в костюме Преображенского полка (работа В. Эриксена, 1778 год). И «скромная русская барыня в кокошнике» неизвестного художника на редко выставляемом пастельном портрете (не ранее 1790 года). Работы Федора Рокотова, Ивана Аргунова, Стефано Торелли, Ивана Пескорского...

Про портрет в дорожном костюме с выбивающейся из-под шапки седой императорской прядью впору писать отдельный трактат. Историки до сих пор спорят: как стареющая Екатерина, всегда придирчиво относившаяся к своим изображениям, согласилась вдруг позировать художнику Михаилу Шибанову (предположительно из крепостных), да потом еще заказывала с этого портрета копии, чтобы дарить их «нашим друзьям в Европе»?

Но не одними портретами богата нынешняя экспозиция. Как любила говаривать сама Екатерина Алексеевна, «важны дела наши». А среди дел — прибавление к империи новых земель. И восемь ее путешествий по стране. Она считала их «значимыми и весьма удачными политическими акциями». Каждое, но в особенности крымское, фиксировалось как в документах, так и на полотнах, гравюрах, в памятниках. Григорий Потемкин-Таврический, любимец Екатерины на протяжении десятилетий, даже определил к себе «в крымский штат» академика живописи Михаила Иванова с обязанностью «изображать по указанию его светлости все местности и события, чем-либо замечательные». Иванов стал общепризнанным иконописцем Тавриды. У посетителей выставки его работы вызывают повышенный интерес — что ни говори, актуально!

Выставка «Екатерина Великая в стране и в мире» — это часть задуманного Русским музеем проекта «Сага о Романовых», посвященного 405-летию рода русских самодержцев и 120-летию крупнейшего в мире хранилища отечественного искусства. Оно насчитывает около 400 тысяч экспонатов за периоды с Х по ХХI век.

P.S. Свою дату музей будет отмечать 19 марта. Вход во все залы и на все выставки будет в этот день бесплатным.