Упреки и угрозы отступают перед здравыми мыслями

Джон Керри стал грозить экономической блокадой, Евросоюз – санкциями, страны «восьмерки» – срывом заседания G8 в Сочи

Ангела Меркель упрекнула президента Путина по телефону в нарушении международного права, в частности – Соглашения о пребывании российского флота от 1997 года. Тем не менее многие западные эксперты более трезво оценивают происходящее и не склонны драматизировать и трактовать действия Москвы как преддверие войны с Украиной.

Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер категорически высказался против исключения России из числа стран «Большой восьмерки». По его логике, G8 – единственный формат, дающий Западу возможность ведения прямого диалога с РФ. Штайнмайер порекомендовал мировому сообществу работать над урегулированием ситуации на Украине, а не усугублять конфликт.

По оценке председателя комитета палаты представителей конгресса США по делам разведки Майка Роджерса, «Путин играет в шахматы, а западные политики играют в шарики». Даже признаваясь, что он откровенный «ястреб», Роджерс констатирует, что направлять в Черное море ВМС – не самая лучшая идея: если нет намерения их применять, то, мол, нечего и посылать. Теперь, по мнению конгрессмена, остаются только возможности экономического давления на Россию через ЕС. Но США и Евросоюз должны использовать свое влияние так, чтобы Запад не столкнулся на Украине с повсеместным насилием, которое не сможет остановить.

Прямая конфронтация США с Москвой – предмет главной озабоченности крупных аналитиков. По сообщению The New York Times, ни один значимый политический лидер не призвал к военным ответным мерам, хотя многие высказали пожелание, чтобы Обама пошел дальше, чем сейчас. Консультант Эндрю Вейсс считает, что дело администрации Обамы – попытаться удержать Россию и Украину от открытой войны.

Попытки Польши подтянуть к решению крымского противостояния НАТО также вызывают сомнения у здравомыслящих европартнеров. Бывший посол Великобритании в Германии и США Кристофер Майер советует взглянуть на ситуацию глазами Москвы: большинство русских считают украинцев частью своей нации, Крым дважды был объектом героической обороны русских (Крымская и Вторая мировая войны), здесь находится важнейшая для Москвы база ВМС в Севастополе.

Обозреватель The Guardian считает, что генсек НАТО Расмуссен взял на себя слишком много, обсуждая ситуацию на Украине. Ведь эта страна – не член альянса. Происходящее в Крыму – не натовского ума дело, хотя в Пентагоне и мечтали бы заменить российские корабли в Севастополе на свои. Пока не поздно проявить немного мудрости, пишет британец. И добавляет: если военные телодвижения России на Украине сомнительны с точки зрения их международной легитимности, то что же сказать об интервенциях США в Ираке и Афганистане, где резолюции СБ ООН принимались куда позже, чем проводилось вторжение? А российское военное присутствие может сойти на нет по мере снижения накала в стране. Для этого достаточно восстановить статус русского языка и твердой рукой прекратить разгул вооруженных банд националистов, захватывающих власть на местах. Но это – задача Киева, а не Вашингтона, Брюсселя или Москвы.

Известный французский военный эксперт, ректор Военной академии генерал Винсент Дель Порт, сравнивая шансы Украины и России в случае конфликта, применил метафору: «Это как столкновение глиняного горшка с железным котелком». Соотношение по численности – 10 к 1, к тому же явное российское техническое превосходство. Поэтому теоретически сопротивление Киева возможно, но ни о какой войне речи идти не может, уверен генерал. Владимир Путин – настоящий стратег, по оценке Дель Порта, но, двинув пешки, он не обязательно должен пойти конем, чтобы выиграть. По действующему соглашению о базе в Севастополе, напоминает эксперт, квота присутствия русских войск – 25 тысяч, а сейчас их 15. Так что переброска еще 10 пока в пределах нормы.

Авторитетный экономист Жак Сапир, директор французского Института социально-экономических исследований, напоминает контекст, приведший к военному вмешательству России. Трагические события февраля привели к утрате легитимности украинского государства. Роспуск полиции, разгул беззакония, к тому же наличие на территории Украины 17 ядерных реакторов и складов с ядерными материалами делают ситуацию в соседней стране критической для России. Лидерам Евросоюза следует срочно вместе с Москвой выработать дорожную карту федерализации Украины при гарантиях ее территориальной целостности.

Только так можно выйти из кризиса, замечает Жак Сапир, с учетом того, что на сегодня лишь Евразийский союз сможет запустить украинскую экономику и помочь ей избежать коллапса. Европе пора перестать думать, что Москва будет финансировать и спасать враждебно настроенную против нее страну. Противостояние Запада и России из-за Украины может дорого обойтись не только Кремлю, но и Европе, и США, для которых финансовые последствия в разгар кризиса будут тяжелейшими. А первыми пострадают австрийские банки, серьезно завязанные на украинскую экономику.