Геннадий ЛОГОФЕТ, с конца 1950-х по начало 1970-х - игрок "Спартака" и сборной СССР, с конца 1970-х - тренер различных сборных СССР:
- Скажу совершенно точно: раньше на футбольном поле чаще применяли нецензурные выражения. Тогда бегали медленнее, каждый отвечал только за свой участок поля, и потому, оказавшись вдалеке от эпицентра действий, футболисты могли подискутировать даже во время игры. Сейчас все быстрее, динамичнее. Пока начнешь кому-то что-то высказывать, мяч-то уже на другом конце поля...
Из тренеров, с которыми работал, совершенно точно не слышал нецензурных слов от Константина Бескова и Никиты Симоняна. Не скрою, Константин Иванович был довольно жестким человеком. Но благодаря своей эрудиции он мог при необходимости человека встряхнуть с помощью выражений сугубо литературных. Симоняна же я вообще не помню кричащим.
А вот братья Старостины порой употребляли непечатные слова. Даже в спокойной беседе, при рассказе о каких-то любопытных случаях. И это у них очень даже художественно получалось.
Не стеснялся в выражениях на тренировках и матчах наш капитан Игорь Нетто. Особенно он злился, когда мяч ему отдавали не четко на ногу. Искусством паса он сам владел в совершенстве и требовал того же от своих товарищей. А вот за пределами футбольного поля Игорь Александрович преображался и становился человеком очень корректным, немногословным.
Когда после окончания игровой карьеры я учился в Высшей школе тренеров, нам читали отдельный курс, где советовали к каждому игроку подходить индивидуально. Флегматика матерные слова в иной ситуации могут и встряхнуть. А холерика, наоборот, ввести в ступор. И моя тренерская практика это подтвердила. К примеру, грузинам и армянам при всех лучше вообще не делать громких замечаний, но зато в индивидуальной беседе можно не стесняться в выражениях.
Нередко футболисты не только ругаются на поле, но и дерутся. Столкновения игроков из разных команд действительно нередки. Но потасовки случаются и между одноклубниками. Известный футболист Василий КУЛЬКОВ однажды стал свидетелем подобного события:
- На матче "Спартака" в Лиге чемпионов против английского "Блэкберна" норвежский легионер стал выяснять с коренным британцем, кто из них должен держать зону, через которую к их воротам раз за разом прорывались наши форварды. Англичанин употреблял такие выражения, что мне стало неловко. В результате словесная дуэль быстро перешла в потасовку.
Вообще, сравнивая перебранки между футболистами в России и других странах, следует учитывать и общую специфику речи в том или ином языке. Так, если, например, слово из четырех латинских букв в английских и американских фильмах персонажи употребляют сплошь и рядом, то соответственно и на футбольном поле оно будет звучать скорее как междометие, чем грубое оскорбление.
- В Италии слово, означающее детородный орган, как ни странно, не является нецензурным, - рассказал "Труду" экс-голкипер сборной России Руслан Нигматуллин. - Его сплошь и рядом употребляют персонажи фильмов и герои телепередач. Даже освоив какой-то запас итальянских слов, я не всегда понимал, ругаются ли друг с другом мои товарищи по команде или просто обмениваются впечатлениями. В таких случаях приходилось обращать внимание и на интонацию в голосе, и на жесты, и на реакцию собеседников. Но лично у меня сложилось впечатление, что на футбольном поле русский язык более доходчив и образен, нежели итальянский. И потому в российских командах и футболистам, и тренерам приходится - хотите верьте, хотите нет, - но сдерживаться. Чаще всего неприличные слова вырываются во время жестких столкновений. В официальных матчах за мат наказывают судьи. А вот на тренировках игроков, как правило, не ограничивают. Хотя в "Локомотиве" Юрий Семин нещадно штрафовал любителей завернуть крепкое словцо.
- Нецензурные слова в испанском, португальском и французском футболе употребляют не реже, чем в российском, - считает много поигравший за границей Александр Мостовой. - Просто в этих странах как-то так сложилось, что ругательства - не всегда прямые личные оскорбления. Хотя в той же Испании болельщики на трибунах гораздо чаще оскорбляют команду гостей. Колкие словечки у испанцев есть на все случаи жизни. Так, если забиваешь гол, обычно кричат в твой адрес: "Ихо де пута!" Это довольно обидное выражение. Я даже не решаюсь дословно перевести его для русскоязычной газеты.
Бывает, что матом ругаются не только игроки и тренеры, но и судьи, которые, казалось бы, по долгу службы должны нещадно бороться с этим злом на футбольном поле. Об одном таком случае вспоминает тренер национальной и молодежной сборных, а ныне глава Объединения отечественных тренеров по футболу Михаил ГЕРШКОВИЧ:
- Помню, играли как-то с "Араратом". На поле довольно нервная обстановка, страсти накаляются. Кто конкретно из арбитров позволил себе нецензурное выражение, чтобы одернуть игрока, не помню, но то, что его ремарка прозвучала, как гром среди ясного неба, - факт. Но, как ни крути, мат - одна из наших народный традиций, а футбол - неотъемлемая часть общества. Поэтому нецензурные выражения сопровождают его уже долгие годы. И еще надо учитывать, что матч - это состояние, близкое к экстремальному. Не все люди, даже по жизни спокойные, могут вести себя адекватно, оказавшись в стрессовой ситуации на поле. Главное, чтобы арбитры правильно разбирались в обстановке. Бывает, футболист сам на себя ругается вполголоса. Думаю, судья это может пропустить мимо ушей. А вот ругань на партнеров и соперников должна нещадно пресекаться и караться! Это просто недопустимо - ведь на трибунах полно детей...
Забавный случай из своей богатой тренерской практики вспомнил и Борис ИГНАТЬЕВ, работавший с национальными сборными разных возрастов вплоть до главной команды.
- Как-то на сборах с юношеской сборной мы играли против немцев. Был в моей команде неплохой игрок, ныне всем известный действующий судья - поэтому имени называть не буду. Его тогда удалили за ругань, и я отправил со сборов домой. А потом он потерялся как игрок, но зато стал неплохим арбитром. Может быть, тот случай тоже помог? Вообще же скажу, что раньше в обществе к мату относились гораздо нетерпимее, чем сейчас. А уж в общественных местах и подавно. При малейшей ругани на футбольном поле следовало наказание от арбитров. Потом случаи разбирались на собраниях команд, и провинившихся игроков штрафовали. А сейчас в премьер-лиге к мату относятся как к обычному явлению. Но ведь футбол смотрят не только взрослые, но и дети. Хорошее же у них сложится впечатление от происходящего на поле под аккомпанемент матерщины! Считаю, что надо жестко реагировать на оскорбительные высказывания. Это дело судей, Контрольно-дисциплинарного комитета, других высших органов нашего футбола.
- В последнее время говорят, что арбитры, которые обслуживают матчи российского чемпионата, сами могут выругаться. Но я ни разу не слышал нецензурных слов от "людей в черном", - говорит глава Коллегии футбольных арбитров (КФА) Сергей Зуев. - За брань на поле, оскорбительное отношение к соперникам, арбитрам да и к своим товарищам по команде игрокам сразу же показывается красная карточка. И в новом сезоне арбитры будут вести самую беспощадную борьбу с нарушителями этических норм.
В устах главы нашего судейского корпуса обещание звучит весомо. Сбудется ли оно и вообще чем закончится борьба с матом на футбольном поле, мы узнаем совсем скоро - уже через неделю.
Подготовили