Сегодня БДТ - один из немногих коллективов, где модный авангардизм не в почете. Здесь режиссеры по-прежнему "растворяются" в артистах и уж, конечно, "не переписывают" классиков, как, скажем, в чеховском МХТ. Темур Чхеидзе относится к категории мастеров классической школы, видимо, поэтому коллектив и выбрал его главным режиссером, хотя при этом грузинский постановщик не рвет связи с родным Тбилиси, ставит и там. Жизнь в разных странах заставляет его задумываться о том, почему прежде дружественные народы вдруг начинают конфликтовать, ссориться, выставлять претензии друг другу. Неужели так трудно договориться? Оказывается, трудно. Но только ли в народе дело?.. И поэтому тема власти - вечная тема в искусстве, она будет существовать до скончания веков. Будь это не так, наверное, и пушкинский "Борис Годунов", и "Макбет" Шекспира, которые тоже поставил в БДТ Чхеидзе, давно бы устарели.
Теперь он решился вывести на подмостки двух королев - Елизавету английскую и Марию шотландскую, рискуя натолкнуться на духовную глухоту людей, оболваненных со всех сторон. Ведь не случайно многие телезрители уже после третей серии фильма "В круге первом" по роману Александра Солженицына стали переключать каналы и смотреть телесериал "Золотой теленок", поскольку там надо не думать, а только смеяться. Но Чхеидзе уверен (как он мне сам говорил): если придерживаться только рыночных принципов, когда спрос рождает предложение, то очень скоро за бортом современности окажутся многие классики - не охотники до острых сюжетов.
Думаю, каждый второй, сидящий в зале на спектакле "Мария Стюарт", знал, что произойдет в финале, и тем не менее с напряжением следил за происходящим. Почему? В первую очередь потому, что ему предложили вместе с артистами погрузиться в бездну неукротимых страстей, где разум уже не в силах справиться с жаждой мести, страхом и ненавистью, а это всегда добавляет адреналина в кровь. К тому же обе женщины стоят на вершине власти, следовательно, от их настроения зависит, куда качнется маятник истории. Может быть, это выглядит несколько упрощенно, но ведь Шиллер - драматург, а не политик. Поэтому он придумал встречу королев (когда Мария сидит в заточении), которой на самом деле не было. После этого Елизавета, взбешенная строптивостью гордячки и уязвленная ее красотой, решает стереть с лица земли возможную претендентку на английский трон. Надо видеть, как мучается и страдает венценосная особа, прежде чем подписывает смертельный приговор, как ее подталкивает на это хитрый лис лорд Берли в блистательном исполнении Валерия Ивченко, как взывает к ее "доброму" сердцу миротворец Тальбот, роскошно сыгранный Юрием Толубеевым. Чаша весов постоянно колеблется. Вот Елизавета уже готова взять грех на душу и убить сестру, и тогда исполняющая эту роль Марина Игнатова (в свое время покинувшая Ленком ради БДТ) начинает кругами ходить по мрачному, словно склеп, замку, натыкаясь на стулья и дрожа всем телом. То вдруг передумывает и пробует пролезть в игольное ушко, суля молоденькому лорду возможное блаженство в ее объятиях, если он отравит ненавистную пленницу и тогда имя королевы останется незапятнанным. В конце концов в ней побеждает женщина: узнав о тайной переписке своего любовника графа Лестера (Валерий Дегтярь) с Марией, она в ярости, ломая перья, подписывает страшную бумагу и тем самым обрекает себя на вечное одиночество. Все от нее отворачиваются.
Чхеидзе явно симпатизирует юной Марии. В его режиссерской трактовке это беззащитное существо не подготовлено к встрече с коварством и предательством, ее сила и слабость заключаются в том, что она не умеет лгать ни в любви, ни в политике, а таким, как известно, место на небесах. И тут в очередной раз надо отдать должное смелости режиссера, избравшего на эту роль молоденькую выпускницу института Ирину Патракову. Ставка делалась не столько на ее мастерство, сколько на обаяние и женственность, сражающих мужчин наповал. И случилось чудо: дебютантка не только ни разу не споткнулась в длинных монологах, но и вровень встала с опытными мастерами прославленной труппы. А все потому, что в этом коллективе есть неписаное правило: если новичок выходит на подмостки, то его поддерживают со всех сторон, не давая ему упасть. Так принято в этом театре с человеческим лицом.