РАВВИН БЕРЛ ЛАЗАР: РЕЛИГИОЗНОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ НЕ БУДЕТ

Ребе Берл Лазар, главный раввин России, член президиума Межрелигиозного совета РФ, который возглавляет президент Путин, - гражданин мира. Родился он в Италии, учился в Америке, а в нашей стране живет с 1989 года. С кем, как не с ним, поразмышлять о возможном столкновении цивилизаций, о религиозной ситуации в Европе, в том числе в России.

- Г-н Берл Лазар, может ли религиозная вражда стать причиной третьей мировой войны?
- Не может. Любая религия основана на Святых книгах - на Торе, на Новом Завете, на Коране. Книги разные, но учат они все одному: Бог велит нам уважать друг друга, жить в мире, любить ближнего. А убийство во всех религиях считается одним из главных грехов. Так что религиозный человек по своему мироощущению мирный человек. Действительно, нам известно из истории, что разные страны очень часто использовали для оправдания войны ссылки на веру. Вспомните арабские завоевания, крестовые походы, 30-летнюю войну в Европе. Но объективный анализ показывает, что всякий раз подлинные интересы, стоявшие за этими войнами, были далеки от религии, они лежали в сфере политики и экономики.
Мне очень стыдно, когда сейчас, описывая те или иные беспорядки в мире, журналисты называют их "религиозной враждой". Это не религиозная вражда, а циничные игры экстремистов, натравливающих социальные низы на другие государства и народы, используя псевдорелигиозные лозунги. Экстремистам не нужна правда о религии, им нужна власть, а самый легкий путь объединить для этой цели большие массы людей, это создать для них образ врага в лице "иноверца", "инородца" и вообще "чужака". И вот эти циничные игры вполне могут стать причиной большой войны - если мы, разумеется, не сумеем вместе остановить экстремизм.
- Возможен ли новый мусульманский поход на Европу, аналогичный средневековому, как утверждают некоторые политологи?
- Сейчас не может быть никакой аналогии со Средневековьем. Возможно, экстремисты из "Аль-Каиды" или "Хизбат-Тахрир" и других подобных организаций действительно мечтают о создании халифата на территории Евросоюза и России, но эти мечты мечтами и останутся. Если же вы под "мусульманским походом" имеете в виду объективный процесс миграции из стран третьего мира в Европу - он сопровождается социальной и культурной интеграцией, так что опять же навряд ли существует реальная угроза европейской цивилизации. Те беспорядки, свидетелями которых мы периодически становимся, говорят не о начале войны цивилизаций, а только о том, что процесс интеграции проходит не гладко и затягивается на длительное время. То, что мы видим во Франции, - это хорошо знакомый нам из истории стихийный протест деклассированной части молодежи. В силу низкого образовательного и культурного уровня эти подростки делают вывод, что свои претензии на повышение социального статуса они могут реализовать только через насилие.
Такой вид протеста не имеет перспективы, хулиганы только изолируют себя от основной части общества и сами себе закрывают возможности интеграции. Опасность развития событий "по французскому варианту" в том, что среди этих подростков очень удобно действовать эмиссарам экстремистских и террористических организаций. То есть беспорядки кончатся, но некоторые из их участников вполне могут пополнить ряды той же "Аль-Каиды".
- Насколько религиозные проблемы, обострившиеся во всем мире, чувствительны для России?
- Россия на протяжении столетий формировалась как многоконфессиональная страна. В этом залог ее силы, но эта же причина, как я полагаю, должна побуждать государственную власть проявлять особое внимание к правам верующих. Мы все знаем, к чему привело правление воинствующих безбожников - за три поколения загубили страну, потенциально самую богатую в мире. Потому что без веры у людей очень быстро сбивается ценностная ориентация, а вместе с ней уходят и мораль, и патриотизм, и все остальные качества, которые делают людей полноценными членами общества. Слава Богу, нынешнее российское руководство это понимает, поэтому оно содействует делу возрождения религиозной жизни в нашей стране. У нас другая проблема. Как мы знаем, религиозными лозунгами прикрываются разного рода экстремисты и сепаратисты. Поэтому нам особенно важна роль межрелигиозного диалога, совместных усилий духовных лидеров против экстремизма. Такой диалог поддерживается непрерывно, на самом высоком уровне. И, если у какой-либо из конфессий возникают проблемы, они всегда решаются за столом переговоров.
- Какая обида для иудея сопоставима с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда?
- Любому верующему человеку обидно, если кто-то оскорбляет его святыни. Ведь для верующего это означает оскорбление Бога! В этом смысле я не вижу разницы между евреем, мусульманином и христианином. В печати периодически появляются антихристианские карикатуры. Я убежден, что для верующего христианина это оскорбление. Антисемитские карикатуры каждый день публикуются в арабской прессе, к сожалению, иногда и в европейской - это оскорбляет любого еврея. Так что я прекрасно понимаю, что карикатуры на Мухаммеда вызывают обиду и гнев у верующего мусульманина. Мы с самого начала этой кампании выразили мусульманам сочувствие и осудили публикацию таких рисунков. Мы исходим из того, что свобода слова, конечно, основополагающая ценность, но нельзя ею прикрываться, когда речь идет об оскорблении святынь. В то же время верующий человек не станет отвечать на оскорбление оскорблением, а тем более насилием. Оскорбление Бога в карикатурах отвратительно, но вдвойне отвратительно совершать такие же оскорбительные действия - сжигать государственные флаги, например, и тем более поджигать посольства, прикрываясь именем Бога.