- Михаил, а какую характеристику вы бы дали себе сами?
- Мне 33 года. А я все учусь и учусь. У режиссеров, у партнеров на съемках, у драматургов. Знаю также, что я не самый крупный, не самый внушительный и, самое главное, не самый умный (смеется).
- Над чем сейчас работаете?
- В Питере снят шестой блок "Улиц разбитых фонарей".
- Новые серии "Ментов" в обновленном составе мне показались более динамичными...
- С появлением Евгения Дятлова и Оскара Кучеры сериал заиграл новыми красками. На мой взгляд, к нам пришли очень профессиональные люди. Ну а работать вместе с таким мастером, как Леонид Куравлев, - просто везение.
- Но не ментами же едиными жив актер Трухин?
- Разумеется. Я закончил съемки у режиссера Владимира Хотиненко в фильме "Гибель империи", сыграл в сериале "Дети Арбата", снялся у Бориса Бирмана (сейчас этот питерский актер дебютирует как режиссер) в проекте "Лабиринты разума", в сериале о паранормальных явлениях, этаком русском "X-files". С удовольствием продолжаю играть в санкт-петербургском Театре на Литейном в спектакле "Дуэль".
- Десять лет назад вы женились на Любе, студентке Театрального института. Теперь у вас есть сын и дочь. Не поделитесь своей формулой счастливой семейной жизни?
- Я не сторонник формул и теорий в личной жизни. Боюсь людей, которые уверены, что точно знают, как надо делать то-то и то-то. До всего нужно доходить своим умом, своими ошибками. А любовь - самая непредсказуемая субстанция. Что же касается конкретных вещей... Жена мне очень помогает. Она не только отличная мать и хозяйка, она еще актриса и композитор. Уже пять серий "Улиц разбитых фонарей" были оформлены ее музыкой. Вообще, дом в жизни любого человека - самое главное. И когда меня люди на встречах в разных городах просят что-то пожелать им, то я всегда говорю: чтобы все в вашем доме было хорошо.
- Дети быстро вырастают... Не за горами то время, когда и вашему сыну Егору надо будет выбирать профессию, поступать в вуз. Или, может, он пойдет в армию?
- Честно скажу, не хотелось бы. Я сам не служил и ничего предосудительного в том не вижу. Убежден, что в армии должны служить профессионалы, получая деньги, причем немалые. Я сейчас говорю не только про своего сына. Он еще не сделал выбор. Может быть, его как раз военная служба и заинтересует, и он выберет ее как призвание, профессию. В любом случае, для того чтобы стать настоящим мужчиной, как это говорят, не обязательно служить в армии. К этому можно прийти и другим путем. Это вопрос здравого смысла и самовоспитания. Так, кстати, считают и многие мои друзья.
- Миша, а кто ваши друзья?
- В первую очередь это Иван Барботин, с которым мы учились в одной школе. Сейчас он востребованный композитор, живет на два континента - Европу и Америку. Его балеты идут в Торонто, он пишет для кино, год назад его музыку утвердили для проекта Джорджа Лукаса. Мы с Иваном стараемся видеться хотя бы раз в году. Не так давно встречались в Париже. Кстати Иван принял участие и в Любином композиторстве, помогал нам собирать домашнюю студию. А еще мои друзья - это, конечно, мои однокурсники по театральному институту: Костя Хабенский, Мишка Пореченков, Андрей Зибров. Студенческая дружба - особая статья.
- Минувшим летом все средства массовой информации облетела весть о том, что актер Трухин, находясь за рулем джипа, сбил мальчика, внезапно выбежавшего на проезжую часть набережной Фонтанки. Ваша невиновность была доказана, но в одной из газетных публикаций мать пострадавшего ребенка сказала, что если Трухин захочет оказать помощь пострадавшему ребенку, то семья не будет против... Вы как-то откликнулись на эти слова?
- Да, я помог сделать так, чтобы мальчик летом поехал поправляться в детский реабилитационный лагерь. Но, знаете, помимо всего прочего, от той истории у меня остался неприятный осадок, связанный с журналистами. Меня поразило, что и на подобных несчастьях можно погреть руки. Несколько газет поставили на первые полосы мое фото, вынеся такой заголовок-приговор: "Трухин чуть не взял на душу грех детоубийства". Мне было не себя жалко, а малыша и его родителей. Я бы не хотел прочитать такое про своего ребенка. Это ведь не скандал, а несчастье. А на несчастье поднимать тираж, строить бизнес?.. Как-то это не по-людски.
- Миша, это не легенда, что однажды вы с Алексеем Ниловым "раскололи" преступника не на телеэкране, а в реальной жизни?
- Несколько лет назад ребята из Петроградского РУВД не-ожиданно предложили нам с Лешей: "Мужики, поехали с нами! Есть "ножевое", посмотрите, как это в реальности выглядит". Приехали мы на место происшествия. Того, кого ножом пырнули, отправили в реанимацию, а его приятеля - подозреваемого - в отделение милиции. Пришли мы в отделение, а там совсем молоденький опер ведет допрос. Подозреваемый все упорно отрицает: "Ничего не знаю, не было никакого ножа, шел себе, никого не трогал..." Мы шепнули оперу: "Выйди из кабинета". И вдвоем с Лешей стали "крутить" мужика. Я был злой следователь, Леша - добрый, я угрожал, Нилов ублажал. Пристегнул я мужика наручниками к батарее и давай дубиной перед ним помахивать - колись, все видели, все знаем, сейчас очную ставку проведем. А Леша ему сигаретку дает: "Успокойся, покури, подумай". Минут сорок мы его "крутили" и все-таки "раскрутили", он подписал признание. Мы позвали опера: "Клиент раскололся". Он опешил: "Ну вы даете, мужики!" Хотя, возможно, сработал еще и фактор узнавания. Человек понимал, что где-то наши лица видел, но никак не мог вспомнить, где. Страшновато же, когда менты, да еще и знакомые. А я его еще все время стращал: "Ты же меня знаешь?" Он соглашался: "Да". - "И я тебя давно знаю, церемониться не стану..." Алексей же добил его своей добротой. Он рисовал на бумаге какой-то круг и проникновенно говорил мужику: "Вот смотри, видишь круг?" Тот кивал. Потом Леша дорисовывал какие-то непонятные знаки: "А вот здесь клинья - ни сюда, ни туда нельзя. Понимаешь?" Я, честно говоря, не очень понимал, что Леша имеет в виду. Но тот человек слушал его очень внимательно и наконец выдавил из себя: "Понимаю". И тут же дал показания.
- Недавно в программе "Пять вечеров" на Первом канале обсуждалась проблема: нужно ли в России сделать доступным ношение оружия, как в Америке и в некоторых других странах. Ваша позиция?
- Это и для Америки-то безумие, потому что там с пугающей периодичностью раздаются выстрелы в школах, супермаркетах и прочих людных местах. И это происходит там, где конституцию знают и уважают. В нашей же стране законы слишком часто не работают, так что легализовать ношение оружия можно только в том случае, если мы хотим перестрелять друг друга.
- Сейчас все озабочены эпидемией гриппа. Посоветуйте, как сделать так, чтобы не болеть?
- Во-первых, не думать об этом. И не принимать лекарств. Я обратил внимание на особенность своего организма: как только начинаю глотать таблетки, особенно антибиотики, организм перестает бороться. Вместо того чтобы проболеть два или три дня, история растягивается на две-три недели. Когда же мой организм борется сам, все протекает намного быстрее. Когда понимаю, что простудился, лучше приду домой, выпью сто пятьдесят граммов водки и лягу спать, чтобы на следующее утро встать здоровым. Актер - это профессия, где болеть нельзя. Ну нельзя, и все! Нереально. Особенно это касается театра. Так научил меня мой мастер Фильштинский. Болеть - преступление, можно только умереть.
- Михаил, кто для вас идеал актера и человека?
- Высоцкий, наверное... Даль. По мне, они гениальны. Сколько лет со дня смерти Высоцкого прошло, а все равно слушаешь "Баньку по-белому" - и мороз по коже. Такой мощный выплеск, такое ощущение своего народа, страны, эпохи, русского характера...