САМЫЕ ТИХИЕ ВЫБОРЫ

В марте, одновременно с президентскими выборами, в столице пройдут выборы депутатов муниципальных собраний. Это орган местного управления. Собрания действуют в Москве уже два года. В отличие от районных управ, сотрудники которых назначаются сверху, "местные" депутаты подотчетны жителям района, призваны представлять во власти их интересы. Но, как ни странно, редкий москвич знает о существовании муниципалитетов, об их реальных полномочиях.

Выборы районных депутатов уже окрестили "тихими". Формально агитационная кампания началась, но узнать что-либо о претендентах на муниципальную власть достаточно сложно.
На улице Полимерной в Новогиреево у стенда с биографиями кандидатов задержалась москвичка Ольга Парамонова.
- Из 11 кандидатов по нашему участку мне знакома фамилия лишь одного, - поделилась со мной пенсионерка. - А станут депутатами четверо - округ четырехмандатный. Трое претендентов - студенты. Семеро самовыдвиженцы. Ни о каких встречах с кандидатами не слышала. Для чего эти люди мне нужны - непонятно.
Чтобы заполнить информационный вакуум, в участковых избирательных комиссиях начали работу телефонные справочные службы. Их сотрудники советуют использовать предстоящие выборы хотя бы для наведения порядка в своих домах.
- Принимаем звонки с предупреждениями, мол, не пойду голосовать, если не отремонтируют лифт или не починят свет в подъезде. И просим РЭУ навести порядок, - говорит председатель избирательного участка N 1066 Светлана Кабанова.
Права и обязанности будущих районных избранников определяются городским законом "О статусе депутата муниципального собрания". Депутатам отведена роль посредников между государственной властью и населением. К примеру, они имеют право на "безотлагательный прием" у чиновников управ, префектур и мэрии.
Есть у муниципалитетов и собственный бюджет. Правда, формируется он из двух трудно собираемых налогов - на имущество физических лиц и на сделки дарения. В итоге суммарная казна всех муниципалитетов составила лишь 500 млн. рублей.
- При таких "ресурсах" решать серьезные проблемы районного масштаба невозможно, - считает депутат Мосгордумы, курирующий вопросы местного самоуправления, Дмитрий Катаев.
В результате решения из разряда заасфальтировать двор или, наоборот, разбить клумбу пока принимаются "наверху". Но в муниципалитетах надеются, что со временем у них появятся средства на адресное благоустройство и ремонт. Как и новые полномочия. Пока московское законодательство отдает во власть "органов местного самоуправления" решение вопросов опеки и попечительства, координацию работы районной призывной комиссии, охрану памятников истории и культуры местного значения и регистрацию домашних животных. Муниципалитеты считают, что такие "ограниченные полномочия" не соответствуют федеральному законодательству. Вопрос об их расширении рассматривается в Арбитражном суде.
Впрочем, недавно у муниципалитетов уже появилась одна более чем серьезная функция - согласование землеотвода на территории районов. Программы строительства, реконструкции ветхого жилья регулярно сопровождаются конфликтами с жильцами. При вмешательстве муниципалитета столкновений можно избежать. Ведь общественность через своих районных избранников теперь имеет право не только контролировать, но и руководить процессом.
Явка на предстоящих муниципальных выборах роли не играет. Даже если придут 3 избирателя и проголосуют за "нужного" человека, тот станет вершителем районных судеб. То бишь если 14 марта вы проголосуете "против всех", а через неделю на месте детской площадки вырастет гараж, а вас из ветхого жилища переселят не в новостройку на той же улице, а за пределы МКАД, останется пенять только на себя.