Интересный мы все-таки народ. Нам и от ума горе (вспомните Грибоедова), и от дураков сплошные
Интересный мы все-таки народ. Нам и от ума горе (вспомните Грибоедова), и от дураков сплошные беды. Да и с дорогами не повезло. И дураки тут совершенно ни при чем. Сказал же поэт: "Даже в слове "дорога" звучит цена - дорогие нынче дороги..."
Впрочем, дороги - это не только деньги. Нужны еще и специалисты. Они и создали в 1994 году в Самарской области программу строительства и реконструкции дорог. Когда стало ясно, что предусмотренные к концу двухтысячного года 1736 километров трасс будут введены досрочно, взялись за разработку еще и так называемого "Транспортно-дорожного каркаса". Это концепция комплексного приоритетного развития территории Самарской области, в том числе автодорог, городов, инженерных сооружений и так далее. На долгосрочных программах настоял губернатор Константин Титов, хотя были и сомнения: надо ли планировать так далеко вперед? Губернатор убедил: надо. Хороший хозяин всегда намечает, что следует сделать в первую очередь, а что - во вторую. Подбирает людей, готовит деньги. Тем более что через область проходят пять магистральных трасс государственного значения, по которым перевозятся пассажиры и грузы в сторону Саратова, Башкирии, Казахстана и так далее. Первая дорожная программа и "Каркас" по сути имеют республиканское значение. Недаром в рамках ассоциации регионов "Большая Волга" для координации действий целого ряда областей создан специальный комитет, который возглавил руководитель строительного департамента администрации Самарской области, вице-губернатор Александр Латкин.
Дорожные программы - это не только цифры и сроки. Это современная идеология строительства. Важный ее элемент - более совершенная сеть автомагистралей. Новые трассы позволят сократить расстояния. Вот пример: по дороге от Сызрани через плотину Жигулевской ГЭС идет огромный поток машин. Дорога узкая, но беда не только в ней. Плотина едва выдерживает нагрузку. К тому же транспорт, идущий в Казахстан и на Урал, вынужден делать огромную петлю. Поэтому решили построить новый участок, который пройдет через Волгу невдалеке от Сызранского железнодорожного моста. На Урал и в Казахстан будет обеспечен сквозной проезд, минуя плотину.
Идеология дорожного строительства в Самарской области предусматривает использование современных технологий, высококачественных материалов. Тот же щебень - только самых высоких марок, битум - только модифицированный. Время для проведения работ выбирается самое оптимальное.
- Губернатор не требует от нас сдачи объектов во что бы то ни стало, к датам и юбилеям, как нередко бывало раньше, - говорит Александр Латкин. - Поэтому мы строим качественно и надежно, только в теплое время года - с мая по сентябрь.
Уже сегодня трассы области перегружены, через десять-двадцать лет поток машин может многократно возрасти. Поэтому дороги строят так, чтобы можно было без лишних затрат увеличить количество рядов в обе стороны движения. Программа дорожного строительства вычеркнула из жизни "тещины" дороги - так называются трассы, которые прокладывались в былые времена к дачам или родственникам больших начальников. На магистралях через каждые сто километров запланированы мотели, через каждые 50 - кафе и автозаправочные станции, через каждые пятнадцать километров - туалеты...
Область уже имеет на тысячу квадратных километров территории 132 километра дорог с асфальтобетонным покрытием. По России этот показатель - всего двадцать шесть километров. Превышение - в пять раз. Причем намеченные ежегодные триста километров не предел. Только в прошлом году реконструировано и построено 310 километров дорог, более двадцати мостов и путепроводов общей протяженностью около двух тысяч метров. Основная программа в этом году завершается. До намеченного рубежа осталось ввести всего сорок километров. С наступлением тепла их сдадут в течение месяца. А потом пойдут уже сверхплановые трассы и мосты.
Те, кому приходилось видеть новую магистраль, ведущую на юг от Чапаевска, могут оценить качество работы самарских дорожных строителей. Эта дорога ни в чем не уступает европейским. Транспортные развязки, подобные тем, что сделали на обводной дороге вокруг Самары, можно увидеть в Германии, Франции или США.
Чтобы так работать, нужны квалифицированные люди, современная техника и качественные материалы. Все это в Самарской области есть. Большую часть средств освоил коллектив государственного унитарного предприятия "Самараавтодор", в котором давно уже сложился дружный и высококвалифицированный коллектив. Большой вклад вносят "Агродорстрой", "Самарадорстрой" и другие строительные организации. Причем заказы все подрядчики получают на конкурсной основе. Предпочтение отдается тем, кто может обеспечить высокое качество при меньших затратах. При закладке асфальтобетонных смесей используются комплексные бригады, оснащенные широкозахватными укладчиками "Супер-2000", "Титан" и так далее. Успешно осваивается зарубежная технология. К примеру, в районе райцентра Красный Яр при возведении монолитных мостов и путепроводов внедряется скользящая опалубка фирмы "PERI". Все это обеспечивает и красоту, и высокие эксплуатационные качества новых трасс.
За счет современной обводной трассы протяженностью в сто пятьдесят километров объезд Самары транзитным транспортом сократился на полтора часа. В городе улучшается экологическая обстановка. По самым грубым подсчетам, каждый грузовик сэкономит тридцать-сорок литров топлива. Это более двухсот рублей. А ведь каждый день здесь проходит не одна тысяча машин.
Затраты на дороги, конечно, кусаются. Средняя стоимость одного километра трассы не самой высокой категории равна почти двум с половиной миллионам рублей. Средняя стоимость ремонта - около миллиона. Больших затрат требуют и мосты. Расходы многократно возрастают, когда речь идет о дорогах первой категории. Но и окупаемость в рыночных условиях таких дорог очень высокая. Скоростная трасса из конца в конец Самары, которую планируется возвести, окупится через считанные годы, если каждый водитель при въезде на нее заплатит двадцать рублей. Зато через пятнадцать минут он окажется на другом конце города. Кто пожалеет этих денег, может ехать по обычной дороге, потеряет время, издергает на перекрестках мотор и отдаст те же двадцать рублей за дополнительный расход горючего.
Сооружение самарского участка дороги Москва - Урал обойдется тоже очень дорого, но это никого не пугает. Затраты окупятся через восемь лет, потому что и эта дорога будет платной. Если жалко денег - к твоим услугам обычные трассы. Денег на такое строительство нет ни в областном, ни в федеральном бюджетах... Профинансировать могут под гарантию государства мировые банки. Это обычная практика, которая используется повсюду. Делают на нее расчет и в Самарской области.
Один из вариантов - заем Мирового банка реконструкции и развития. В области создана хорошая нормативная база, которая гарантирует сохранность средств зарубежных инвесторов. Да и авторитет губернатора Константина Титова, его известность как политика федерального уровня тоже играет немалую роль во время переговоров с зарубежными инвесторами.
Но кредиты кредитами, а дороги все равно будут реконструироваться и строиться за счет дорожного фонда. На двухтысячный год намечено возвести более ста различных объектов - участков магистралей, мостов и так далее. Так Самарская область подает пример всей России, чтобы стало у нас больше хороших современных трасс, а плохие дороги перестали считаться символом нашей бесхозяйственности.