В российских больницах могут появиться врачи-недоучки
Новость, которая способна озадачить и больных, и здоровых: на работу в медицинские учреждения приглашаются вчерашние студенты-медики, окончившие базовый курс обучения в институте, но лишь один курс обязательной ординатуры из минимальных двух. Для них введут специальное звание «врач-стажер» с досрочным правом лечить людей, одновременно обучаясь (на больных?) применять на практике полученные в вузе теоретические знания. Вы, конечно, спросите: зачем? Вам ответят коротко: надо!
Все дело в том, что российской медицине катастрофически не хватает медиков. Мин-здрав заявляет, что в отечественных медучреждениях дефицит составляет 26,4 тысячи врачей и 58,2 тысячи среднего медицинского персонала. Что за напасть? Объяснение лежит на поверхности: специалисты бегут из самой гуманной профессии, потому что им хронически недоплачивают.
Счетная палата в минувшем, 2022 году представила очередной перечень регионов с максимальной убылью медработников. Антирейтинг возглавили Курская и Ростовская области, а также Республика Башкортостан, суммарно потерявшие в первом квартале 2022 года 853 специалиста. В Республике Крым и Севастополе суммарные потери составили 179 человек.
На селе ситуация еще хуже. Российские пространства требуют как минимум полноценной работы сети фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) — основного звена деревенской медицины. На практике четверть официального их количества в 35 тысяч медпунктов не функционирует. Хотя в советские времена в стране их было 78 тысяч.
А что вы хотите, если человек, от которого зависят жизни и здоровье, получает постыдно низкую зарплату. 25-30 тысяч рублей в месяц у нас платят не сельскому дворнику и не сторожу СЧБ (склад чугунных болванок), а медсестре или фельдшеру с 3-4-летним специальным образованием и медицинским дипломом, даже если он с отличием. А в иных регионах такова зарплата врача-терапевта, работающего на одну ставку, без сверхурочных. Это показал мониторинг, проведенный Общероссийским народным фронтом, в ходе которого три четверти из опрошенных 25 тысяч врачей заявили: государство им явно недоплачивает.
Медики напомнили, что почти 11 лет назад президент Владимир Путин издал майские указы, согласно которым оплата труда российских врачей к 2018 году должна была составить 200% от среднего зарплатного показателя по региону, а иному медицинскому персоналу обязаны были выплачивать 100%. Но даже сегодня, спустя еще шесть лет, в Минздраве заявили, что критерии указа Путина в отношении оплаты труда врачей выполнены лишь в 50 регионах из 85, а средних медработников — в 66.
Опросы показали: в подавляющем большинстве регионов местные власти, отвечающие за оплату труда медиков, попросту «химичат», выдавая желаемое за действительное. Поднимали врачам оклады, но при этом отменяли ранее введенные стимулирующие надбавки, а специалистов вынуждали работать на 1,5 ставки и даже на 1,75 — лишь тогда зарплата действительно подрастала. А также сокращали составы выездных бригад до одного человека — и доплату за работу в некомплекте включали в основной заработок для отчета «наверх».
Результат плачевный. В рейтинге качества системы здравоохранения международного портала Numbeo Россия уже числится в самом хвосте с индексом 58,01. Ниже нас Бангладеш (43,08) и Венесуэла (39,37), Ирак (44,74) и Марокко (46,32), Сербия (51,74) и Тринидад и Тобаго (53,8). Зато куда выше российского уровня здравоохранение Чехии с индексом 75,18, Южной Кореи (82,26), Португалии (71,88), Литвы (70,51), не говоря уже о США, странах Западной Европы, Японии и Китая.
Практически во всех вышеперечисленных странах, по данным Forbes, первые строчки списков самых высокооплачиваемых профессий занимают врачи и медработники: в Великобритании врач общей практики получает в пересчете на рубли около 800 тысяч в месяц, в Германии — свыше полумиллиона, в США — свыше миллиона: У нас даже главврачи получают вдесятеро меньше!
Не потому ли в российских медицинских вузах минувшей осенью было зафиксировано существенное снижение проходных баллов по направлениям «лечебное дело», «педиатрия» и «фармация»? То есть в стране падает даже качество «медицинского студенчества» — молодежь стала куда требовательнее. А теперь в практическую медицину могут прийти многие тысячи «студентов второго уровня», получивших базовое образование, но не прошедших полный курс послевузовской подготовки.
Раньше эту молодежь называли интернами, процесс послевузовского дообучения — интернатурой, а срок ее составлял год. В течение которого интерн не мог сам, без куратора, формулировать окончательный диагноз и устанавливать лечение, а также вести частную врачебную деятельность. Но эта система врачебной подготовки была признана недостаточной. Взамен в медвузах ввели обязательную ординатуру — углубленную подготовку специалистов сроком до пяти лет в зависимости от профиля. Теперь Минздрав хочет сделать «шаг назад» — для экстренного пополнения редеющих штатов больниц и поликлиник.
Тем временем нашу медицину, видимо, ожидает еще одна беда: дополнительный отток кадров за счет ухода гражданских медиков в военные. В Пермском крае, по сообщению порталов, уже происходит рекрутинг врачей с зарплатой от 250 до 500 тысяч для дальнейшего участия в спецоперации в Украине. В объявлениях говорится, что врачи должны быть готовы выдвинуться в командировку через полторы недели. Работа предлагается только мужчинам (за исключением операционных медсестер) в возрасте от 30 до 50 лет с хорошими физическими данными, со специальными навыками и сертификатами. Командировка длится месяц. К необходимым специальностям относятся анестезиолог, хирург, травматолог, анестезиолог или фельдшер с опытом работы в операционной, техник по медицинскому оборудованию, водитель категории С с функцией санитара, фельдшер санитарно-медицинской помощи. При этом врачи будут работать в «красной зоне» больницы. Младшим медработникам обещают зарплату 250 тысяч, старшим — до 500 тысяч рублей в месяц.
Штрихи
Не все гражданские врачи готовы к оказанию помощи при боевых действиях. Так считают 54% опрошенных врачей-специалистов. Чуть больше трети (38%) полагают, что медики способны оказать такую помощь только при прохождении курсов специализированной подготовки, и только 7% твердо уверены, что полученное медицинское образование позволяет оказывать помощь в любых условиях. В исследовании приняли участие 2034 врача-специалиста, опрос проводился в нынешнем январе. Военная кафедра в вузе была у 58% опрошенных, у оставшихся ее не было.