В очередную западню мошенников попадаются автовладельцы, сдавшие машины в ремонт
Похоже, фантазия у мошенников неиссякаема. Только вроде бы наши граждане научились посылать куда подальше звонящих «следователей» и «банковских сотрудников», как возникла новая западня. В нее попадаются автовладельцы, сдавшие машины в ремонт. Им звонят злоумышленники и, представляясь сотрудниками сервиса, просят перевести деньги на возникшие непредвиденные расходы. И это не мелочь, а десятки и сотни тысяч рублей. А что, кризис на рынке автозапчастей: хочешь кататься — люби и денежки платить...
Олег Андреев в середине января сдал свой девятилетний опель на стандартное ТО: замена масла, фильтров и свечей зажигания. Мастера, как водится, нашли еще хвори — настоятельно рекомендовали поменять задние колодки. Машина осталась на подъемнике, к концу дня «немца» обещали привести в порядок.
В середине дня телефонный звонок. Человек, представившийся работником сервисного центра, сообщил Олегу, что в процессе ремонта обнаружился еще ряд неисправностей, для устранения необходимо докупить запчасти. Причем оперативно — позиции ходовые, на глазах исчезают из продажи. Ходить пешком Олег не собирался, перечислил по продиктованному номеру 25 тысяч.
К вечеру опять звонок из сервиса: машину можно забирать, все готово. А как же дополнительный ремонт? В ответ недоуменное молчание. Как выяснилось, никто из мастеров Олегу не звонил, а вот от него самого якобы был звонок с какими-то уточнениями...
«Скорее всего, злоумышленник наблюдал за сервисом и следил, какие машины заезжают и сколько времени там проводят, — предположил член правления Союза автосервисов России Илья Плисов. — Заметив, что владелец покинул ремзону без автомобиля, мошенник сделал вывод, что машина тут задержится. Остальное — дело техники. Злоумышленник быстро вник в детали сервисных работ. Видимо, у него есть возможность по номеру авто выяснить телефон владельца. И все, дело сделано».
Сообщения о попытках обмана автовладельцев стали появляться в начале 2023-го. Аферисты быстро поняли, что подставные звонки от сервисов эффективно выманивают деньги из карманов граждан, и проблема стала расти как снежный ком. И ведь не на пустом месте. Налицо дефицит запчастей, многие за год подорожали в разы, у других увеличились сроки доставки, а некоторые вообще исчезли из продажи. В такой ситуации автомобилист готов раскошелиться. И звонок из сервиса с предложением докупить деталь, пока она есть в наличии, не воспринимается как что-то из ряда вон.
Между тем, чтобы выбить почву из-под ног жуликов, достаточно следовать двум несложным правилам. Автовладельцам, перед тем как отправить куда-то деньги, нужно хотя бы перезвонить в сервис. А сервисменам стоит проявлять чуть больше бдительности в работе с персональными данными. Желание помочь клиенту — дело похвальное, но передача неизвестному лицу чужого телефонного номера может быть квалифицирована как халатное обращение с личными данными — со всеми вытекающими.
А в это время
Вот уж действительно ничего святого! Мошенники предлагают обналичить средства, выделенные государством в рамках проекта «Пушкинская карта», пользуясь тем, что не все молодые люди хотят потратить их на расширение кругозора. И хотя суммы в целом невелики (гражданин РФ в возрасте от 14 до 22 лет в 2023 году может оформить карту номиналом 5 тысяч рублей), аферисты делают ставку на их количество. Так, самарские мошенники, провернувшие преступную смену через ИП (частное лицо выступило организатором Театра нового времени на базе учебной студии Самарского института культуры), положили таким образом в свой карман около 15 млн.