В пресс-центре «Российской газеты» состоялась презентация книги Николая Долгополова «Легендарные разведчики»
В пресс-центре «Российской газеты» состоялась презентация очередной книги Николая Долгополова, посвященной деятельности советской разведки. Она так и называется «Легендарные разведчики».
Предыдущие книги Н. М. Долгополова, выпущенные в издательстве «Молодая гвардия», были посвящены жизни и профессиональной карьере Кима Филби, Абеля-Фишера, Геворка Вартаняна и других знаменитых ныне мастеров разведки. На фоне успеха этих изданий особо приятно отменить, что Николай Михайлович с 1997 по 2007 годы проработал в нашем «Труде», где значительная часть его статей была посвящена спортивной тематике. Тем не менее, и в нашей газете публиковались эксклюзивные материалы Долгополова именно о работниках невидимого фронта, причем, порой переход многих разведчиков от разряда засекреченных до «легендарных» произошел именно при участии Долгополова.
В новой книге собраны рассказы сразу о 24 разведчиках, причем, фамилии некоторых хорошо знакомы нашим соотечественникам уже десятки лет. Тем не менее, и здесь я нашел для себя много нового и интересного. Например, о Николае Кузнецове. Я читал об этом разведчике, но информацию имел довольно разрозненную и даже противоречивую, и потому многое из его биографии казалось странным, нелогичным и даже невероятным. Так, авторы объясняли столь великолепное знание немецкого языка (на уровне различения диалектов на территории Германии) вчерашним уральским деревенским пареньком лишь тем, что на предприятиях, где он трудился, было много командированных немцев. И только в одной из глав «Легендарных разведчиков» я нашел те подробности биографии Николая Ивановича, после которых всё стало на свои места. Ссылаясь на профессионального историка и исследователя разведки, а также используя те документы, к которым сам относительно недавно получил доступ, автор книги проясняет одну из загадок Николая Кузнецова. Оказалось, что еще в ранней школе он учился немецкому и французскому у преподавательницы, получившей образование в Швейцарии. Потом будущий разведчик, в самом деле, много общался на производстве с командированными немцами. Но к началу работы на этих предприятиях Кузнецов уже являлся сотрудником спецслужб, так что и после окончания школы совершенствовался в знании немецкого постоянно, целенаправленно и даже профессионально. Николая Ивановича, кроме того, отличала природная феноменальная способность к изучению языков. Так, проработав всего год в республике Коми, он выучил местный язык настолько хорошо, что даже мог сочинять стихи на нем.
Нас уже перестало удивлять обилие «сенсационных» материалов во многих изданиях – биографических очерках, после прочтения которых родные и близкие героев зачастую выражают возмущения тому, насколько вольно журналисты (не говоря уж о писателях) трактуют факты, а порой и вовсе пересказывают слухи и сплетни или даже высказывают собственные версии, не имеющие ничего общего с реальными событиями. На презентации книги «Легендарные разведчики» присутствовали родные и близкие многих персонажей этой книги, и все они даже в неформальных беседах с корреспондентом «Труда» отмечали те аккуратность и скрупулезность, с которыми Долгополов собирал все фактические материалы для своих очерков.
Даже после того, как прочитал книги Долгополова про Фишера, Филби и Вартаняна, я все равно в «Легендарных разведчиках» узнал много нового и интересного про них. И про других разведчиков тоже. Например, впервые столкнулся в литературе с таким интересным и в то же время трагическим явлением в жизни некоторых разведчиков и их семей. Два советских специалиста – муж и жена – выезжают за границу, долгие годы живут на нелегальном положении, создают сеть агентов и всю остальную инфраструктуру. По легенде, они – законопослушные граждане той далекой от нас страны – чиновники или бизнесмены. У них растут дети. И вот в один «прекрасный» момент по той или иной причине (чаще всего по банальному возрастному ухудшению здоровья, а с ним и трудоспособности) им приходится возвращаться из дальних краев в Москву. И уже в России дети разведчиков, не знающие русского языка, вдруг узнают, что их родители – «русские шпионы». И долгое время занимались этим делом в стране, ставшей родной для них, молодых. Так, например, случилось в семье Михаила Филоненко и у его жены Анны Камаевой.
И еще одна характерная особенность, на которой раньше в «шпионской» литературе почему-то не акцентировалось внимания. Значительная часть работников нашей внешней разведки и даже их агентов из числа местных жителей работали на голом энтузиазме и из личных побуждений. Многие отказывались принимать деньги не только в качестве гонораров или зарплаты, но и даже в качестве компенсации расходов на приобретение аппаратуры, на дальние поездки и прочее. Конан Молодый, Андрей и Геворк Вартаняны, некоторые другие наши разведчики вполне состоялись и в дальних странах. Их бизнес приносил неплохой доход. Некоторые из них в тяжелые для страны 1940-е годы даже сами жертвовали свои собственные средства на обороноспособность страны, на приобретение продуктов и медикаментов для соотечественников, живших на военном положении.
После того, как они провели десятки лет в странах с высоким уровнем жизни, по возвращению в СССР они зачастую сталкивались с советскими и российскими реалиями – длиннющими очередями за колбасой и другими жизненно важными продуктами, с бытовой неустроенности, в которой жили десятки миллионов советских граждан. Это могло даже шокировать. Особенно уроженцев Великобритании или США, перешедшим на нашу сторону по идейным соображениям.
«Я заметил, что, несмотря на суровую реальность их профессии, всем им были присущи черты, несколько нами подзабытые. – пишет Николай Долгополов. – Вартаняны, Коэны, Абель, Соколов, да и Джордж Блэйк были в какой-то мере идеалисты. Свято верили в идею, в безукоризненную правоту выбранного Советским Союзом пути. При первой и, увы, последней нашей встрече Моррис убеждал меня, что коммунистические идеалы все равно вернутся. А сегодня безупречное общество не удалось построить только потому, что мы сами просто не были как следует к этому готовы».
При всем этом следует отметить, что основной вклад в успешную деятельность нашей разведки большинству героев этой книги удалось внести именно в годы нашего смертельного противостояния с фашистской Германией. Все эти достойные люди продолжали верить в нашу победу даже тогда, когда войска Гитлера подошли к Сталинграду, сомкнули кольцо блокады Ленинграда и установили на Эльбрусе знамя со свастикой. А в последующие годы полученные ими секреты разработок ядерного и другого современного оружия помогли сохранить стратегическое равновесие в двухполярном мире и тем самым избежать новых кровопролитных столкновений на международном уровне.
Хотелось бы отметить еще один интересный момент в книге «Легендарные разведчики». Как правило, в большинстве очерков на эту тему авторы как-то обходят вниманием тот факт, что значительная часть сотрудников внешней разведки перед войной были расстреляны, и большое их количество дожидалось смертного приговора. И вот сын Якова Серебрянского в беседе с Николаем Долгополовым напоминает такой эпизод. Когда уже немцы подошли к Москве, Павел Судоплатов обратился к Лаврентию Берии с просьбой выпустить на волю опытных разведчиков. Всесильный Лаврентий Палыч лишь спросил: «Они тебе нужны?» Он даже не стал вникать – виновны они или невиновны. А если даже и виновны, то насколько. С легкой душой отпустил из мест заключения и позволил их восстановить в должностях.
Конечно, мне интересно было узнать мнение о «Легендарных разведчиках» близких людей тех, о ком эта книга написана. Корреспонденту «Труда» посчастливилось поговорить с сыном знаменитого командира партизанских отрядов Дмитрия Медведева – Виктором Дмитриевичем:
- Сразу откровенно скажу вам: что здесь написано об отце с моих слов, готовилось для другой книги Николая Долгополова – «Главный противник». Но то издание быстро разошлось, и в продаже его уже нет. Так что лично я доволен, что Николай Михайлович поместил в новую книгу ту важную информацию, многое из которой раньше не было известно широкому кругу читателей и даже многим историкам-специалистам. Обязательно надо отметить в статье о моем отце сочетание точности, даже во всех деталях, с тем — как легко и увлекательно всё это читается! А главы о других разведчиках, о которых я знал гораздо хуже, воспринимаются вообще как хороший детектив. Но вот еще на чем хочу заострить внимание. Раньше мне хороший разведчик всегда казался героем-одиночкой. И этот тезис обычно подтверждали кино и художественная, а порой — и документальная литература. Но теперь, прочитав в одном сборнике биографии разных представителей этой профессии, я заметил — насколько переплетены их судьбы и работа с судьбами их коллег. Более того, в суммарном результате их деятельности четко просматривается стройная система. В какой-то мере это даже стало для меня открытием, хотя, казалось бы, в эту тему я раньше был посвящен достаточно глубоко. Что и говорить — книга интересная, полезная!