Болеутоление

Выставка Фриды Кало открылась в Петербурге. Эта первая в России масштабная ретроспектива легендарной мексиканки

Несколько месяцев назад в Эрмитаже в рамках традиционной «выставки одной картины» был представлен «Автопортрет с обезьянкой» кисти Кало. Что тоже стало событием, так как прежде картин Фриды в нашей стране никогда не бывало.

Они вообще редко покидают её родную Мексику. Считаются там национальным достоянием. Получили этот статус в 1984 году после публикации первой и самой полной биографии художницы. Её самой к тому времени уже тридцать лет как не было на Земле. «Я весело жду. И надеюсь никогда не возвращаться», - написала она о смерти за несколько дней до своего ухода в июле 1954-го.

Переломанные в 18 лет в автобусной аварии кости, разорванные внутренние органы, которые «собирали» и «сшивали» не один месяц. Невозможность из-за этого родить. И до самого ухода в 47 лет - операции, клиники, снова операции, одна за другой, более 35… Иной бы в такой ситуации ни о чем не мог думать. А она – творила!

Чтобы организовать её выставку вне Мехико, нужно не один год ждать своей очереди. А также иметь возможность оплатить многомиллионную страховку. И грамотно организовать транспортировку – не более десяти картин в одном самолете (поезде, машине). Их ведь в принципе совсем немного: 143 живописных произведения. Некоторые были утрачены ещё при жизни Фриды (о чем известно благодаря фотографиям, которые она всегда делала по окончании работы). Большая часть хранится в «невыездном» Фонде, носящем имена Кало и её мужа художника Диего Риверы.

Она была хронической оптимисткой. При том, что почти все её картины – это крик о боли, физической и душевной. Даже если не знать подробностей наполненной страданиями биографии Фриды Кало, достаточно взглянуть на эти полотна, чтобы понять, если не всё, то очень многое о её творчестве. И о ней самой. Её картины - как рентгеновские снимки, вся перед нами. Вот картина «Несколько царапин»: обнаженная, вся в крови, лежит на кроватиженщина; кровь на полу, на стенах, на раме, обрамляющей полотно. Рядом с кроватью – мужчина с лицом её мужа Диего Риверы. Это реакция Фриды на измену Риверы, страстно любимого, боготворимого ею, и – безудержного бабника, гуляки, безнадежного вруна. Он часто ей изменял. Она пыталась простить. Но на этот раз - с ее родной сестрой Кристиной… «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего», - запишет Фрида в своем дневнике.

Современники посмеивались над ней, считали эпатажной – за то, что, поехав в США, носила там, в цивилизованной стране (!) национальные мексиканские костюмы, главная прелесть которых состояла для неё в том, что закрывали её израненные, больные ноги. А по родному Мехико любила вышагивать в брюках, зажав в зубах сигару. Чтобы не приставали с вопросами о самочувствии, не жалели. Пусть лучше смеются. И она вместе с ними.

З4 картины гениальной Кало удалось привести в Петербург организаторам выставки. Минувшей осенью Эрмитаж заполучил к себе лишь одну, на большее просто не хватило средств. Та картина – «Автопортрет с обезьянкой» - дополнила теперь вернисаж. Что не удалось Пиотровскому, смог Виктор Вексельберг, учредитель Музея Фаберже.

Договариваться пришлось не только с мексиканским Музеем Долорес Олмедо, галереей Arvil и хозяином частной коллекции Хуаном Риверой, внуком Диего, обладателями «приехавших» полотен и фотографий Фриды (точнее, их копий, оригиналы фото, как и картины, невыездные). Но также и с известной галереей одной из стран Центральной Европы, где должна была пройти выставка Кало. Выставка не состоялась, но и от права на неё галеристы отказываться не спешили. Чудо, что согласились все-таки отпустить Фриду к нам.

«Сломанная колона» - так назвала она одну из главных картин своей жизни. Так именовала себя. Ту, у которой был сломан в трех местах позвоночник, и ребра, и тазовые кости. Которая была приговорена сжалкому существованию инвалида. Хребет у колоны сломан, кричит нам о Фриде картина, но не дух. На инвалидной коляске с помощью друзей подкатила она в конце жизни на свою первую персональную выставку – веселая, даже озорная, с оригинальной как всегда прической. Та, которая никогда не гнулась под обстоятельства. Обстоятельства отступали перед силой её воли и гениального художественного воображения.

Продлится выставка Фриды Кало на Фонтанке до 30 апреля.