В кадре люди и звери

В Московском доме фотографии — беспрецедентная по масштабу выставка американского фотографа Тарин Саймон.

Творчеству этой хрупкой на вид женщины, сумевшей проникнуть даже в тайны Пентагона и ЦРУ, посвящены три этажа громадного здания.

Тарин Саймон совсем не выглядит как фотограф, который делает снимки для The New York Times, ездит по горячим точкам и проникает в самые засекреченные места планеты. У нее длинные волосы и улыбка школьной отличницы — возможно, это и подкупило тех, кто пустил ее на территорию Пентагона, в секретные биолаборатории, в хранилища радиоактивных отходов, на тайные плантации, где для исследований выращивают тонны марихуаны, и даже в музей современного искусства ЦРУ.

Тарин Саймон — настоящий фанат всего скрытого: в любом снимке она пытается показать еще и то, что осталось за ним. Один из ее масштабных проектов, приехавших в Москву, — «Американский каталог скрытого и неизвестного» (2007) про изнанку американской мечты. Саймон порой рассказывает о том, что есть, казалось бы, только в голливудской научной фантастике. Вот отчаянные оптимисты, доверившие себя молодой науке крионике: лежат в холодильниках и ждут своего воскресения, почти как Том Круз в «Ванильном небе». Или женщина на кресле хирурга, решившая перечеркнуть разгульное прошлое парой стежков хирурга и вернуть себе девственность. Есть даже фото страниц «Плейбоя» для слепых. Голых женщин там нет, вместо них — тексты Набокова и Сартра, набранные шрифтом Брайля.

За проектом «Невиновные» (2002) стоит целое расследование. На десятке портретов — обычные на первый взгляд люди: невинно осужденные и отмотавшие срок в тюрьме за изнасилования, убийства и ограбления, которых они не совершали. Теперь они, уже оправданные, рассказывают в фильме Тарин Саймон о том, как судебная ошибка сломала им жизнь.

В серии «Контрабанда» — изображения вещей, изъятых всего за пять дней на американской таможне: 1075 предметов, среди которых пачки сигарет, тушки неизвестных животных, поддельные украшения и порнофильмы.

«Я стараюсь делать по-настоящему завораживающие изображения вещей, которые все просто снимают», — говорит о принципе своей работы Тарин Саймон. Своими снимками она препарирует глянцевую реальность. И все ее проекты в принципе об одном — об отходах функционирования внешне благополучного государства. Это и невинно осужденные люди, и гниющие на таможне фрукты.