«Сапсан» дал трещину

Эксперты установили, что колеса поезда стираются быстрее нормы

С сегодняшнего дня билеты на скоростной поезд «Сапсан» можно бронировать не более чем за 15 суток до времени отправления. По неофициальным данным, изменение в системе заказов произошло из-за конструктивных проблем, возникших в ходе эксплуатации поезда. Исправление неполадок может повлечь за собой изменение в расписании, именно поэтому заблаговременное бронирование отменено.

В настоящее время сотрудники Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) проводят экспертизу колесной пары высокоскоростного поезда. Как сообщил «Труду» заведующий отделом прочности ВНИКТИ Эдуард Оганьян, на поверхности колеса, соприкасающейся с рельсом, обнаружены щербинки.

«Подобные вещи происходят при эксплуатации любых поездов. Но обычно отладка требуется после 60 тысяч км пробега, а „Сапсан“ проехал меньше», — отметил он. Не может не вызывать беспокойства и глубина повреждения — 6 мм. «В первую очередь возникновение этой неполадки связано с высокой скоростью поезда, при которой с рельсами контактирует строго определенная поверхность колеса. В этом месте и возникают трещины и выщербины, — отметил Оганьян. — Причем с этим сталкиваются и в других странах, где высокоскоростные поезда используются уже давно».«Сапсан», торжественно пущенный 17 декабря 2009 года, курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом три раза в сутки. Максимальная скорость состава достигает 250 км в час. Поезд является разработкой крупнейшего немецкого машиностроительного и электротехнического концерна Siemens.

Представитель компании Siemens Денис Беркин сообщил «Труду», что специалисты концерна, согласно контракту с РЖД, занимаются техническим обслуживанием поездов «Сапсан» в депо Металлострой под Петербургом, однако от них до сих пор никаких сигналов о проблемах с колесами не поступало. «Вообще с момента начала эксплуатации серьезных нареканий по поводу состояния поезда не было», — сказал он, добавив, что к числу несерьезных можно отнести проблему с закрытием дверей и выход из строя трансформаторов. Причиной и той и другой неполадки стали чрезвычайно низкие температуры.

И.о. главного инженера дирекции скоростного сообщения РЖД Вадим Стариков заявил «Труду», что гарантийный срок эксплуатации «Сапсана» составляет примерно 30 лет. По его словам, за это время неизбежно возникнут технические проблемы. Между тем официальная позиция РЖД в течение вчерашнего дня несколько раз менялась. Сначала представитель пресс-службы Ольга Внуковская наотрез отрицала наличие проблем, как и факт изменения в системе заказов. Затем компания распространила сообщение, в котором признала возможность изменения графика курсирования поездов. По поводу проблем с колесами в компании отметили: «Никаких существенных вопросов, касающихся сверхнормативного износа колесных пар высокоскоростных поездов „Сапсан“, за время его коммерческой эксплуатации не выявлено». Видимо, 6-миллиметровую выщербину в РЖД существенной не считают.

Факты

Бронирование

Разговор с оператором службы заказов Московского железнодорожного агентства

— Хотелось бы забронировать билет на «Сапсан» на 17 марта.

— Сегодня можно забронировать только на 13 марта, а в дальнейшем бронировать будем только за 15 суток.

— Почему?

— Нам сегодня велено ждать телеграмму с распоряжением не бронировать, а вообще я слышала, что там проблемы с поездом, технические неполадки какие-то.