Непутевый теракт

Подрыв путей взяли на себя националисты

Напомним, что взрыв прогремел в черте Санкт-Петербурга в 4.20 утра на перегоне между станциями Броневая и Лигово, неподалеку от Балтийского вокзала. В этот момент по путям ехала дрезина, в которой находились 37-летний машинист Константин Махонин и помощник-механик, возвращавшиеся в Северную столицу после работы на участке дороги. Взрыв подбросил дрезину на путях, но она не перевернулась. Машинист сломал себе лодыжку и до сих пор находится в больнице. Его помощник не пострадал.

На место взрыва съехались представители всех правоохранительных органов города. Взрывотехники вскоре выяснили, что на путях сработало взрывное устройство мощностью 200–400 граммов в тротиловом эквиваленте. Самодельная бомба была заложена с внутренней стороны путей. После взрыва на них осталась воронка диаметром один метр. Взрыв повредил правый рельс и две железобетонные шпалы.

Пока следователи разбирались на месте взрыва, железнодорожники перекрыли движение на всем участке дороги.

— Нам уже на станции метро «Балтийская» стали сообщать по громкой связи о том, что движение электричек ограничено, — рассказала «Труду» петербургская студентка Елена Литвинова. — Состояние у меня было нервозное, потому что я уже знала, что это взрыв, и мне невольно вспомнился «Невский экспресс».

Террористыпромахнулись

Утром глава Северо-Западного следственного управления на транспорте СКП Анатолий Квашнин заявил, что основная версия взрыва — теракт. Уже возбуждено уголовное дело по статьям «Терроризм» и «Незаконное хранение оружия и взрывчатых веществ». Вскоре после взрыва служебная собака обнаружила недалеко от взорванного участка железной дороги место, где предположительно скрывался подрывник. Как рассказал «Труду» источник, близкий к следствию, свидетели уже сообщили следователям о неких людях, которые в ночь перед взрывом выполняли рядом с местом аварии какие-то ремонтные работы. Как полагают эксперты, взрывное устройство, скорее всего, не было дистанционным.

Следователи считают, что диверсанты пытались подорвать не дрезину, а одну из утренних электричек, ежедневно привозящих в Санкт-Петербург на работу тысячи жителей пригорода. Участок, на котором произошел взрыв, находится на юге города, и в этом направлении идут поезда на Гатчину от Балтийского вокзала. От самого вокзала до места аварии — около 5 километров, а в 700 метрах от точки взрыва находится Автовская ТЭЦ.

Широкие подозрения

Сейчас спецслужбы пытаются понять, кто именно совершил этот теракт. Среди подозреваемых — северокавказские боевики, националистические или радикальные группировки, а также хулиганы. Напомним, что еще в конце минувшего года спецслужбы Петербурга получили ориентировку о том, что в город прибыл из Ингушетии некий опасный террорист с заданием подготовить два взрыва в местах массовых гуляний. В этом сообщении даже указана марка автомобиля, на котором он может передвигаться, и его госномер.

В СКП РФ считают этот взрыв пиар-акцией, за которой могли стоять, например, радикальные группировки. «Это не похоже на теракт: преступники, готовившие и осуществившие взрыв, скорее всего, преследовали цель лишь наделать много шума и привлечь внимание средств массовой информации», — заявил официальный представитель СКП Владимир Маркин. По мнению следователей, таким образом о себе могли заявить, например, члены какой-либо недавно созданной организации.

Подрыв работы

Ближе к вечеру в интернет-блогах появилось сообщение некой петербургской национал-социалистической группировки «NS-WP Невоград», которая взяла на себя ответственность за подрыв железнодорожных путей. Впервые эти националисты стали известны конце минувшего года, когда разместили в интернете видеоролик с фрагментами убийства темнокожего молодого человека.

На этот раз они якобы объясняли теракт тем, что так отпраздновали языческий праздник «Громница». Следователи тщательно проверяют эту информацию, но пока к заявлению националистов относятся скептически.

Машинист хочет в суд

Между тем руководство Октябрьской железной дороги рассматривает вопрос о выдаче пострадавшему машинисту Константину Махонину компенсации в размере средней заработной платы. Однако сам железнодорожник намерен получить значительно больше.

Он собирается подать в суд на РЖД с требованием возместить нанесенный ему взрывом на работе материальный и моральный вред. На какую именно сумму компенсации рассчитывает машинист, пока неизвестно.

Версии

Кавказский след

Следователи не исключают, что вчерашний взрыв в Санкт-Петербурге могли устроить боевики Северного Кавказа. В пользу этой версии говорит то, что подрыв произошел на Октябрьской железной дороге, на которой за последние годы был произведен уже не один теракт. Участники бандформирований могли заложить бомбу, переодевшись ремонтниками железнодорожного полотна, которыми зачастую работают выходцы из стран СНГ.

В прошлом году эксперты отмечали большую активность боевиков: за год с участием смертников и взрывных устройств было проведено более 50 терактов. В то же время мощность взрывного устройства — до 400 граммов тротила — нехарактерна для бомб, используемых террористами.

Хулиганство

Сыщики также рассматривают версию, согласно которой подорвать локомотив могли обычные хулиганы. Бомбу они могли сделать самостоятельно по многочисленным инструкциям, которые сейчас можно найти в интернете. Так, 4 февраля 2007 года в Санкт-Петербурге из хулиганства подростки с помощью самодельной бомбы совершили взрыв у станции метро «Владимирская».

Пострадал один человек. Спустя две недели, 18 февраля 2007 года, несколько молодых людей также из хулиганских побуждений устроили взрыв в ресторане «Макдоналдс» на Невском проспекте, шесть человек пострадали. Ежегодно беспризорные подростки портят сотни метров железнодорожного полотна.

Радикалы

Подготовить и устроить взрыв, по одной из рабочих версий следствия, также могли члены одного из радикально настроенных молодежных движений, в том числе националистических. Первоначально версия о националистическом взрыве также рассматривалась при расследовании крушения «Невского экспресса», произошедшего в конце ноября 2009 года, в результате которого погибли 28 человек. Представители праворадикальных движений побывали на допросе у следователей, но эта версия не подтвердилась.

В пользу «радикальной» версии говорит небольшая мощность бомбы — до 400 граммов тротила. У националистов, как правило, нет возможности приобрести на черном рынке большое количество гексогена или аммиачной селитры.

Взрывы на железной дороге

«Невский экспресс»-1

13 августа 2007 года взорвалась бомба под «Невским экспрессом» в Новгородской области на перегоне Окуловка — Малая Вишера. Жертв теракта нет. 19 человек были госпитализированы.

«Невский экспресс»-2

27 ноября 2009 года был подорван скоростной поезд «Невский экспресс», следовавший из Петербурга в Москву. В результате крушения погибли 28 человек, более 90 пострадали.

Владикавказ — Москва

27 февраля 2009 годана перегоне Персияновка — Каменоломня в Ростов-ской области произошел взрыв в вагоне-ресторане скорого поезда Владикавказ — Москва. Два человека погибли.

Бомба в Дагестане

22 января 2009 года в Дагестане был предотвращен теракт на полотне Баку — Ростов. Противотанковая мина была обнаружена при плановом обходе на перегоне станции Байрам близ города Хасавюрт.