Напомним, что взрыв прогремел в черте Санкт-Петербурга в 4.20 утра на перегоне между станциями Броневая и Лигово, неподалеку от Балтийского вокзала. В этот момент по путям ехала дрезина, в которой находились 37-летний машинист Константин Махонин и помощник-механик, возвращавшиеся в Северную столицу после работы на участке дороги. Взрыв подбросил дрезину на путях, но она не перевернулась. Машинист сломал себе лодыжку и до сих пор находится в больнице. Его помощник не пострадал.
На место взрыва съехались представители всех правоохранительных органов города. Взрывотехники вскоре выяснили, что на путях сработало взрывное устройство мощностью 200–400 граммов в тротиловом эквиваленте. Самодельная бомба была заложена с внутренней стороны путей. После взрыва на них осталась воронка диаметром один метр. Взрыв повредил правый рельс и две железобетонные шпалы.
Пока следователи разбирались на месте взрыва, железнодорожники перекрыли движение на всем участке дороги.
— Нам уже на станции метро «Балтийская» стали сообщать по громкой связи о том, что движение электричек ограничено, — рассказала «Труду» петербургская студентка Елена Литвинова. — Состояние у меня было нервозное, потому что я уже знала, что это взрыв, и мне невольно вспомнился «Невский экспресс».
Утром глава
Следователи считают, что диверсанты пытались подорвать не дрезину, а одну из утренних электричек, ежедневно привозящих в
Сейчас спецслужбы пытаются понять, кто именно совершил этот теракт. Среди подозреваемых — северокавказские боевики, националистические или радикальные группировки, а также хулиганы. Напомним, что еще в конце минувшего года спецслужбы Петербурга получили ориентировку о том, что в город прибыл из Ингушетии некий опасный террорист с заданием подготовить два взрыва в местах массовых гуляний. В этом сообщении даже указана марка автомобиля, на котором он может передвигаться, и его госномер.
В СКП РФ считают этот взрыв
Ближе к вечеру в
На этот раз они якобы объясняли теракт тем, что так отпраздновали языческий праздник «Громница». Следователи тщательно проверяют эту информацию, но пока к заявлению националистов относятся скептически.
Между тем руководство Октябрьской железной дороги рассматривает вопрос о выдаче пострадавшему машинисту Константину Махонину компенсации в размере средней заработной платы. Однако сам железнодорожник намерен получить значительно больше.
Он собирается подать в суд на РЖД с требованием возместить нанесенный ему взрывом на работе материальный и моральный вред. На какую именно сумму компенсации рассчитывает машинист, пока неизвестно.
Следователи не исключают, что вчерашний взрыв в
В прошлом году эксперты отмечали большую активность боевиков: за год с участием смертников и взрывных устройств было проведено более 50 терактов. В то же время мощность взрывного устройства — до 400 граммов тротила — нехарактерна для бомб, используемых террористами.
Сыщики также рассматривают версию, согласно которой подорвать локомотив могли обычные хулиганы. Бомбу они могли сделать самостоятельно по многочисленным инструкциям, которые сейчас можно найти в интернете. Так, 4 февраля 2007 года в
Пострадал один человек. Спустя две недели, 18 февраля 2007 года, несколько молодых людей также из хулиганских побуждений устроили взрыв в ресторане «Макдоналдс» на Невском проспекте, шесть человек пострадали. Ежегодно беспризорные подростки портят сотни метров железнодорожного полотна.
Подготовить и устроить взрыв, по одной из рабочих версий следствия, также могли члены одного из радикально настроенных молодежных движений, в том числе националистических. Первоначально версия о националистическом взрыве также рассматривалась при расследовании крушения «Невского экспресса», произошедшего в конце ноября 2009 года, в результате которого погибли 28 человек. Представители праворадикальных движений побывали на допросе у следователей, но эта версия не подтвердилась.
В пользу «радикальной» версии говорит небольшая мощность бомбы — до 400 граммов тротила. У националистов, как правило, нет возможности приобрести на черном рынке большое количество гексогена или аммиачной селитры.
13 августа 2007 года взорвалась бомба под «Невским экспрессом» в Новгородской области на перегоне Окуловка — Малая Вишера. Жертв теракта нет. 19 человек были госпитализированы.
27 ноября 2009 года был подорван скоростной поезд «Невский экспресс», следовавший из Петербурга в Москву. В результате крушения погибли 28 человек, более 90 пострадали.
27 февраля 2009 годана перегоне Персияновка — Каменоломня в
22 января 2009 года в Дагестане был предотвращен теракт на полотне Баку — Ростов. Противотанковая мина была обнаружена при плановом обходе на перегоне станции Байрам близ города Хасавюрт.