ДЕЛА МАЛОРОССИЙСКИЕ
В связи с теперешними напряженно-неопределенными отношениями между Россией и Украиной стоило бы, как говорится, обратиться к истокам. Тем более что и повод имеется, и первоисточники сохранились. Повод такой: в разгар зимы 1700 года состоялся, как сказали бы теперь, официальный визит в Москву гетмана Украины Мазепы, о всех подробностях которого свидетельствуют архивные документы под заголовком "Дела Малороссийские".
Петр I готовился к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю и поэтому искал надежных союзников.
Размах принимающей стороны до сих пор впечатляет. На содержание гетмана и свиты отпускались из казны "на поденный прокорм московского житья 500 рублев". Кроме того, дворянину Текутьеву, обеспечивавшему визит с российской стороны, предписывалось "для приезду гетмана Ивана Степановича Мазепы принять: 20 ведр вина двойного, 100 ведр простого, 100 ж ведр меду вареного, белого тож, пива мартовского и расхожего четыре вари, да конского корму 50 возов сена, 100 четвертей овса, 20 сажень дров".
Как видите, все до мелочей расписали, особенно по части питейной. Под "20 ведр вина двойного" переговоры, надо полагать, продвигались куда поспешнее и успешнее.
В этом смысле к нашему времени мало что изменилось. Разве что единицы измерения стали другими. Текутьеву строго-настрого наказали: "На его, гетманский, обиход и при нем будучим знатным особам и иных всяких чинов людям по запросу давать, а самому тем питьем не корыстоваться и на сторону никому не давать". Насколько точно соблюдалось это и сегодня справедливое требование, история умалчивает.
ГЕТМАНСКАЯ ДОЗА
Читаем дальше "Дела Малороссийские": "...Того смотреть, чтобы гетман и при нем будучие всех чинов люди были во всяком удовольствии и государю челобитья о том не было". Отпуск питей был строго распределен по чинам. Гетману, например, надлежало выдавать ежедневно "по 8 чарок вина двойного, по полуведру меда вареного, по ведру меду белого, по два ведра пива доброго". Видно, знали аппетиты и возможности Ивана Степановича. Хотя трудно поверить, чтобы один человек мог все это осилить. Но не будем мелочиться.
В знак особого царского благоволения гетман был пожалован кавалером ордена святого апостола Андрея Первозванного. Петр I собственноручно возложил на него знаки ордена.
Но, как оказалось, напрасны были старания русского царя. В решающий момент Мазепа изменил Петру, открыто перейдя на сторону шведов. Совершил ошибку в крупной политической игре и поплатился. Слишком резко повернулся на Запад и сломал себе шею.