АЛЛО, ВАМ ЗВОНЯТ ИЗ "ТРУДА"!

А приходилось ли вам решать возникшие вопросы с помощью подношений, подарков, в том числе денежных? С таким вопросом мы обратились к читателям "Труда", известным политикам и артистам.

Алексей МИТРОФАНОВ, зампред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:
- Если взятками считать подарки в виде спиртных напитков и сигарет, то за мной это водится. Но вообще Бог меня миловал - не пришлось давать взяток. Однако это скорее благодаря особенностям биографии, нежели моей честности. Я окончил МГИМО, затем работал в МИД, где давать мзду не требовалось. Последние 11 лет являюсь депутатом Госдумы, и в этом качестве у меня тоже нет мотиваций для дачи взятки.
К сожалению, практика мздоимства есть в любом обществе. Это невозможно побороть - как грипп. Но если говорить о масштабах взяток, то у нас они чересчур велики. Это касается всех уровней бюрократии. Однако я уверен, с этим злом можно вполне эффективно бороться, особенно на низовом и среднем бюрократическом уровнях. Необходимо обеспечить бюрократов гарантированной высокой зарплатой, чтобы они могли достойно содержать свои семьи. Нужно создать нормальную систему кадрового роста. Тогда чиновник будет чувствовать свою перспективу, и это не позволит ему стать мздоимцем.
Сергей БОРИСОВ, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ":
- Как предприниматель, прошедший путь от малого до среднего, я 10 лет строил и эксплуатировал автозаправочные станции. За это время мне довелось пройти 2250 этапов согласований-разрешений. По закону одно рассмотрение должно продолжаться не более 30 дней. Нетрудно подсчитать, что для реализации бизнеса потребовалось бы 188 (!) лет. Так что работать в рамках закона приходилось, зачастую балансируя буквально на грани выживания. К сожалению, большинство моих коллег часто вынуждены идти на сделку с чиновником и со своей совестью.
Кирилл КАБАНОВ, и. о. председателя Национального антикоррупционного комитета:
- С одной стороны, мне повезло, что взяток давать никому не приходилось, ведь до антикоррупционного комитета я служил в органах Госбезопасности. Сами понимаете - кто бы осмелился намекнуть на них? Но с другой стороны - это и моя принципиальная позиция. Потому что дает их слабый. Даже на дорогах. Я лучше заплачу штраф.
Виктор КОКЛЮШКИН, писатель-сатирик:
- У меня достаточно надежные наблюдения по бытовой коррупции - это взятки за образование, лечение, оформление документов, поборы на дорогах... Есть еще и деловая коррупция, затрагивающая взаимоотношения власти и бизнеса. Но и в том, и в другом случае все обошлось без меня: не брал, не давал. Наверное, срабатывал инстинкт самосохранения. Был момент, когда этот самый инстинкт поутих, и тогда взял и написал рассказ "Взятка". "Начинаем репетицию! Входит Иванов, достает деньги. Ты что, обалдел?! Ты зачем себе откладываешь?! Что значит много? Драматург знает, сколько надо давать. Все, начали. Входит Иванов, достает деньги, отдает Шурупову, тот не берет. Ты зачем, подлец, взял?! Что значит - автоматически? Вот же у драматурга написано: не бе-рет! Нет, это не опечатка!.. Ну, неужели так трудно не взять?! Смотри сюда: Иванов, давай мне... тьфу, мать, взял. Что же ты так быстро, я же не успел сообразить. Давай еще раз медленно... Вот видите, правой рукой не беру, а левая - сама цапнула!"
Ирина СИТТИНОВА, врач районной поликлиники:
- Я как раз пытаюсь пристроить сынишку в детсад, конечно, переполненный. Записали в очередь, по которой я пролетела, как фанера над Парижем. Друзья, знакомые предлагают идти по пути наименьшего сопротивления - дать взятку. Заведующая садиком прямым текстом сказала: проблема ваша разрешима, но помогите и вы нам разрешить свою - приобрести цветной телевизор для игрового зала. А что делать? Придется раскошеливаться на "ящик".
Марина ЯКОВЛЕВА, заслуженная артистка России:
- Я делала ремонт и на помощь пригласила дизайнеров по интерьеру. Договорились по одной цене, а платить пришлось в итоге в несколько раз дороже. Друзья успокоили меня, сказав, что теперь подобное завышение цен - явление обычное, считается скрытой формой "благодарности", то есть на бытовом языке - взятки. Может, кто-то и считает ее "скрытой формой благодарности", но для меня это был ощутимый удар по семейному кошельку. Неприятен был и сам факт мздоимства, невольной участницей которого я стала. Тем более что сама я как актриса, сыграв в кино и в театре более 80 ролей, получала их бескорыстно, ни один режиссер не требовал от меня "испытаний постелью".
По данным Генпрокуратуры, в 2004 году следственным аппаратом было окончено расследование более 7 тысяч уголовных дел о коррупции и взятках.
В 2004 году было зарегистрировано на 21,5% больше, чем в 2003-м, случаев взяточничества