"ЗОЛОТЫЕ ОРЛЫ" РАЗЛЕТЕЛИСЬ

В последний день января в знаменитом Первом павильоне киностудии "Мосфильм" прошла церемония вручения премии "Золотой орел", учрежденной год назад молодой организацией - Национальной академией кинематографических искусств и наук России, и претендующей на статус главной отечественной награды в этой области. В номинациях за высокое мастерство, вклад в культуру нации, внедрение новых методов и подходов в кинопроизводстве, а также за выдающиеся достижения в области кинематографии и т.д. в этот раз соревновались создатели 511 игровых, документальных и анимационных фильмов.

Прошлогоднее противостояние едва оперившегося "Золотого орла" с довольно зрелой "Никой", похоже, тихо сошло на нет. А новая киноакадемия поубавила амбиции и, кажется, отказалась от обещаний - в периоды между награждениями реально влиять на дела в кино: изучать современный кинопроцесс, помогать актерам и режиссерам, отстаивать престиж российского кинематографа за рубежом и т.д. Просто еще одной кинопремией стало больше.
В главной номинации "Лучший игровой фильм" ушедшего года лауреатом предсказуемо стала картина Андрея Звягинцева "Возвращение", недавно, правда, отвергнутая "Оскаром", но ранее уже завоевавшая двух "Золотых львов" на престижном Венецианском кинофестивале. За фильм "Магнитные бури" кинорежиссер Вадим Абдрашитов был признан лучшим в своей профессии и принял награду из рук знаменитого итальянского киномэтра Франко Дзефирелли. Другой именитый иностранец, американский режиссер чешского происхождения Милош Форман ("Полет над гнездом кукушки", "Амадей"), был отмечен "Золотым орлом" в почетной номинации "За вклад в кинематограф". А "Орел" за "Лучший зарубежный фильм в российском прокате" улетел в Европу к Роману Поланскому. Его антифашистский "Пианист" переиграл выдвинутых в этой же номинации датского "Догвиля" и немецкого "Гуд бай, Ленин". Кстати, этого "Орла" вручал легендарный Анджей Вайда, который сейчас занят постановкой спектакля "Бесы" в московском театре "Современник".
По числу наград в рекордсмены вышла историческая драма Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел" (уже обещана скорая ее премьера на Первом канале). Среди создателей фильма "Орлом" отметили "роль второго плана" Олега Янковского (граф Пален), музыку Андрея Петрова, а также работу художника-постановщика и создателя костюмов. Следом шел сериал Владимира Бортко "Идиот" с тремя призами: лучшим актером был назван сыгравший князя Мышкина Евгений Миронов, за лучшую женскую роль второго плана награждена Инна Чурикова (генеральша Епанчина), а экранизация романа Достоевского в целом признана лучшим игровым телефильмом. Другой "продукт" канала "Россия" (соучредителя и официального вещателя церемонии) - "Бригада" Алексея Сидорова стала "лучшим сериалом". На вопрос, зачем понадобилось разводить одинаковые по формату "Идиота" и "Бригаду" по разным номинациям (если только не задаться целью оба их наградить), журналисты так и не получили вразумительного ответа от "орловских" академиков.
Среди сценаристов была отмечена работа мэтра Анатолия Гребнева (посмертно) в ленте "Кино про кино". В категории "лучшая женская роль" неожиданно победила молодая актриса Театра Петра Фоменко и кинодебютантка Ирина Пегова, сыгравшая в фильме Алексея Учителя "Прогулка". Среди неигровых картин отметили работу Сергея Зайцева "Погибли за Францию", а в области анимации победила лента Андрея Хржановского "Полтора кота".