- Все дети талантливы, - считает сотрудница музея Людмила Лукашина. - Это мое убеждение. Много лет я стараюсь убедить в этом окружающих...
Людмила Густавовна вместе с директором музея Максимом Гусевым создала в маленьком, нищем музее, сотрудники которого получают не больше 250 рублей в месяц, уникальную экспозицию. Пожалуй, ничего подобного в других музеях и выставочных залах страны не увидишь. Чудесный, наполненный воздухом и светом пейзаж с уносящимся за горизонт розовым пегасом и девушкой, в лице которой что-то необычное. Не инопланетянка ли? - возникает мысль-образ. "В каком-то смысле - да, - говорит Лукашина. - Катя Крюкова - слепая от рождения. Она учится в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей"...
Только на одну сотую видит движение света Ира Антонова. Однако она изображает на бумаге наш мир более красочным и живым, чем многие ее зрячие сверстники. Цветы, облака, томно колышущиеся тени, печально-мечтательные позы и бездонные глаза - как слепые, казалось бы, беспомощные дети ухитряются овладеть столь экспрессивным изобразительным языком? Но это - лишь один вопрос. "Еще удивительнее другое, - считает доктор физико-математических наук, академик РАЕН, ведущий научный сотрудник НПО "Композит" Леонид Орехов. - Откуда никогда не видевшие мир дети могут получать столь щедрую информацию о нем?" То, что демонстрируют инвалиды от рождения в залах музея, стало местной научной сенсацией. Особенно поразил ученых мужей портрет Шарикова, выполненный незрячей девочкой с почти фотографической точностью, как будто она смотрела фильм... "Я много общалась с этими детьми, - говорит Лукашина. - Они производят впечатление очень добрых, открытых и ранимых существ. Единственное отличие - то, что, разговаривая с вами, всегда стараются прикоснуться, потрогать. По всей видимости, мы еще многого не знаем о тайнах сенсорного восприятия мира. Честно скажу: я не понимаю, как они все это создают".
Осенний листопад,
осенние мечты.
Ему всегда я рад,
Когда есть рядом ты...
Но где же ты, моя любовь?
И стынет кровь...
И я хочу тебя найти -
Как этот листопад,
Опавшие мечты...
Это написал 14-летний слепой Женя Гугнешов. Стихи прикованной к инвалидной коляске Нади Артамоновой "Ты - человек" цитировали все местные газеты, столько в них силы и жизнелюбия.
"Но смысл экспозиции - не демонстрация возможностей детей-инвалидов, - говорит Лукашина. - Мы намеренно не стали разграничивать их работы с теми, что создают ребята из обычных школ". Здесь сотрудники музея пошли по стопам современного западного общества, в котором инвалиды давно адаптируются к нормальной жизни, живут и работают рядом со здоровыми людьми, а не изолируются в спецучреждениях, как у нас. Поэтому тут же представлены удивительные по детской непосредственности и почти взрослому профессионализму деревянные композиции из лесных шишек и коряг, глиняные статуэтки сказочных героев, целые города и замки из картона, картинки, сказки и даже компьютерная графика "обычных" детей. Вот Баба Яга - ожившая из трухлявого пня из ближайшего леса: растопырив корявые ручонки, летит на метле-зубочистке. А вот два смешных котенка тянут мордочки-желуди к миске с молоком. 7-летний Арсений Диденко, который пришел сюда с мамой, ужасно конфузясь, рассказывает, как ему удалось соорудить из куска глины великолепную русскую печь, тетушку с коромыслом и мальчика "типа меня". Работа, судя по всему, велась кропотливая. Голубую глину, специально купленную в Дымкове, он дважды обжигал, трижды покрывал красками, лаками, а уж форму придавать было совсем не просто. Однако Сеня справился. "А знаете, вон та птичка тоже моя, - вдруг радостно говорит малыш, когда мы уже, вроде бы, попрощались. - И она свистит!"