...И РАДОСТЬ В НЕЙ, И ГРУСТЬ

Может ли вызвать восторженную реакцию публики концертная программа, в которой что ни сочинение - то скорбное излияние? Ну например: Бриттен - "Слезы", Равель - "Павана на смерть инфанты", Прокофьев - "Сцена прощания и смерть Джульетты"... Оказывается, еще как может. И дело не только в том, что вся эта музыка написана замечательными композиторами. Важно еще, кто и как ее играет. А с этим точно повезло: в Большом зале Московской консерватории солировал Юрий Башмет.

Он не бравировал силой звука (во всем концерте было лишь пару раз настоящее "форте", все остальное - оттенки "пиано" и "пианиссимо"), не сражал наповал лихой виртуозностью (лишь в Скерцо Брамса отдав ей необременительную дань). Но такой тонкости, бархатной мягкости, эмоциональной глубины и проникновенности "пения" на альте я, пожалуй, еще не слышал. Даже суховатый немец Хиндемит в своей Альтовой сонате предстал трепетным, целомудренным лириком - вот каково мастерство Башмета, которому, впрочем, подвластны и краски тонкого юмора (в исполненной на бис "Русской песне" Стравинского).
В этот вечер инструменту Башмета было, если можно так выразиться, особенно комфортно звучать. Ведь аккомпанировал на рояле верный партнер прославленного солиста - знаменитый пианист-ансамблист Михаил Мунтян. В афише подчеркивалось, что программа посвящена 25-летию творческой дружбы музыкантов.
Пробившись сквозь плотную толпу поклонников, коллег, друзей исполнителей (в числе коих заметил министра культуры Михаила Швыдкого, балетмейстера Вячеслава Гордеева и других VIP-персон), я спросил Юрия Абрамовича, отчего в его программах последнего времени преобладает грустный тон.
- Что веселиться, - ответил музыкант. - Даты-то справляем нешуточные, - но при этом продолжал устало улыбаться, самим видом демонстрируя, что прекрасная, хоть и грустная музыка приносит отдохновение от печалей...
Каковых (печалей и забот) всегда с избытком. Например, муссируются слухи о возможном назначении Башмета ректором Консерватории (прославленный вуз уже несколько месяцев после увольнения министром Швыдким Михаила Овчинникова живет без лидера). Но даже если Юрию Абрамовичу не улыбнется административное счастье (да и, откровенно говоря, зачем оно ему), то при мастере останутся его альт, дирижерская палочка, уникальные руки и феноменально чуткая к музыке душа...