Заканчивается вторая неделя президентства Джорджа Буша-младшего. Утверждены уже почти все
Заканчивается вторая неделя президентства Джорджа Буша-младшего. Утверждены уже почти все министры, внесены в конгресс первые законопроекты новой администрации. Вроде бы пора начать забывать о тех, кто квартировал в Белом доме до 20 января. Увы, не получается. Длинная вереница скандалов, тянувшаяся за ними, не окончилась с переездом в собственный дом. Комитет палаты представителей начал расследование мотивов поспешных декретов Билла Клинтона о прекращении судебного преследования ряда лиц. Декреты были подписаны меньше чем за два часа до того, как Клинтон простился с резиденцией на Пенсильвания-авеню.
Их ни мало ни много - 167, в том числе касательно собственного брата экс-президента Роджера, торговавшего кокаином, их с Хиллари подельницы по "уайтуотергейту" Сюзан Макдугалл, ушедшего со скандалом в отставку министра жилищного строительства и городского развития Генри Сиснероса, сына бывшего министра образования Райли, попавшегося с наркотиками, и так далее. Но особенное внимание и возмущение как конгрессменов, так и общественности вызывает амнистия Марка Рича, чья фамилия по-английски означает "богатый".
Этот мультимиллиардер обманул налоговое ведомство на 48 миллионов долларов. В 1983 году прокуратура в лице нынешнего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани, который тогда был федеральным прокурором, предъявила Ричу обвинение по 51 пункту, включая нарушение экономических санкций против Ирана, что грозило не только колоссальным штрафом, но и многими годами тюрьмы. И Марк Рич, чьи капиталы разбросаны по всему миру, сбежал в Швейцарию. Жена Дениз последовала туда же, но потом развелась с ним и в начале 90-х годов вернулась в Нью-Йорк.
Вместе с разводом она получила от мужа что-то около миллиарда долларов, а может быть, и больше. Есть сведения, что только на лоббирование его помилования Рич выделил ей 900 миллионов. Во всяком случае, те, кто бывал в ее доме, поражались невероятной роскоши, в которой она живет, - от собственного катка на крыше до полотен Пикассо. А бывали у нее многие известнейшие люди. Дениз была не только богата, но и талантлива: писала и музыку, и слова для таких исполнителей, как Селин Дион, Арита Франклин, Рики Мартин. За песню "Я не хочу остаться непонятной" она получила высшую американскую музыкальную награду "Грэмми".
Правоохранительные органы давно начали подозревать, что развод Ричей - фиктивный, что она прибыла из Швейцарии, чтобы добиться помилования для мужа. Прежде она была республиканкой, но, поскольку у власти стояла демократическая администрация, Дениз сменила окраску и принялась обхаживать нужных людей. В том числе супругов Клинтонов. Все газеты обошел снимок: Билл с золоченым саксофоном в руках, а рядом Хиллари и Дениз Рич, подарившая президенту его любимый инструмент. И как сейчас выяснилось, это далеко не единственный ее презент ему. Были и более весомые.
Но все меркнет перед тем фактом, что Дениз внесла в кассу демпартии 1,2 миллиона долларов, из которых 600 тысяч пошли на предвыборные нужды обоих Клинтонов. Однажды он публично пообещал ей, что не забудет ее услуг, и сдержал свое слово в последний день президентства. Рич может вернуться и не бояться ареста: президентское помилование обратной силы не имеет. Хотя в этом случае - во всех 167 случаях - оно было произведено с заведомым нарушением всех правил. Обычно прошение направляется в министерство юстиции, которое выясняет мнение прокуроров и судей, занимавшихся данным делом, и только после этого докладывает президенту.
Но Клинтон, консультировавшийся только с женой, не случайно сделал все в последнюю минуту, когда никто уже не мог его остановить. Потому что насчет Рича заранее было ясно, что из Нью-Йорка за него ходатайствовать не будут. Джулиани был непримирим к нему и в роли мэра, это он одним из первых потребовал, чтобы всем этим занялся конгресс. При этом мэр рассказал, что год назад к нему явились ходоки от Рича и предлагали любые деньги, чтобы он мог закрыть дело.
Но что особенно любопытно, за беглого миллиардера, как выясняется, просили и такие почтенные люди, как нынешний премьер-министр Израиля Эхуд Барак и бывший премьер, нобелевский лауреат Шимон Перес, бывший глава израильской разведки Шабтай Шавит. С чего бы это? Объясняет воскресная "Вашингтон пост", весьма дружественная Клинтону газета: "Несмотря на то, что Рич был беглецом от закона, США и Израиль пользовались его закулисной помощью во время дипломатических усилий". Помощь его заключалась в том, что он "отстегивал" сотни миллионов долларов, когда нужно было кого-то "смягчить" или ублажить.
Не в этом ли заключается ответ на недоуменные вопросы о том, почему Вашингтон не прибег в полную силу к договору об экстрадиции преступников, заключенному между США и Швейцарией? Когда дело коснулось оказавшегося в Нью-Йорке госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина, это соглашение вдруг оказалось эффективно действующим. А вот Марка Рича, и не думавшего где-то скрываться, 17 лет открыто жившего в своем женевском дворце, оно почему-то не помогло призвать к ответу. Поневоле вспомнишь поговорку о том, что закон - как дышло, куда повернул - туда и вышло.