Владимир Лукин, депутат Госдумы (фракция "Яблоко"):
- Мне трудно судить, каковы ожидания
Владимир Лукин, депутат Госдумы (фракция "Яблоко"):
- Мне трудно судить, каковы ожидания россиян в связи с возможным избранием Владимира Путина президентом страны. И вот по какой причине. Многие, я знаю, ждут от Путина-президента окончания чеченской войны. Многие, напротив, ожидают от него продолжения жесткой силовой политики на Кавказе. Прозападно настроенные наши соотечественники полагают, что если Путина изберут, то либеральные реформы в России ускорятся, в полную силу заработает рыночный механизм. С другой стороны, антизападная часть российского общества тоже связывает с избранием Путина свои надежды. Но эта часть рассчитывает, что Россия станет жестко централизованным государством, регулирующим все процессы в экономике, да и в политике тоже. Так что, скорее всего, каждый связывает с возможным избранием Путина свои надежды, и в этом состоит, так сказать, своеобразие момента.
Что касается меня лично, то у меня нет никаких конкретных ожиданий по поводу того, о чем вы меня спрашиваете. Дело в том, что на очень многие вопросы мы еще не получили от Путина достаточно внятных ответов. Поэтому, кстати, "Яблоко" выдвигает своего кандидата в президенты, который для нас и понятен, и приемлем, и предсказуем.
Конечно, я понимаю, что шансы Путина достаточно высоки, и поэтому могу связывать с его избранием какие-то надежды. Я знаю его почти 10 лет и могу сказать, что он разумен, ответствен, способен принимать взвешенные решения в интересах России. И если ему удастся стать президентом, я надеюсь на то, что его политика будет прежде всего учитывать интересы простых людей, и только потом - интересы так называемых олигархов.
Вячеслав Никонов, президент Фонда "Политика":
- Ни от Путина, ни от другого возможного президента России я не жду многого. Не потому, что я плохо о них думаю. Просто в России на самом деле не так много надо сделать для налаживания нормальной жизни.
От Путина - кандидата на пост президента - жду прежде всего некоторой определенности. Какова его экономическая программа? Каковы его внешнеполитические воззрения? Понимаю, что во время избирательной кампании жестко фиксировать свою позицию невыгодно, так как мнения у людей самые разные, а понравиться нужно всем или как минимум большинству. Но и голосовать за неизвестность люди могут не захотеть.
От и.о. президента (или президента, если он им станет) хотелось бы ожидать укрепления государства. Но государства, понимаемого не как бюрократия и аппарат насилия, а как держава, живущая в мире с собой и остальным миром на основе демократических правовых норм. Необходимо преодолеть слабость в сферах экономики и безопасности, которая является не просто нестерпимым бременем для народа, но часто - приглашением к внешнему давлению или даже агрессии.
Хотелось бы рассчитывать на сохранение в России открытого общества и укрепления гражданского общества, отстаивания конституционных прав и свобод граждан. Особенно волнует проблема свободы слова, в решении которой нужно пройти по узкой грани между запрещением незаконной вседозволенности и ненарушением свободы самовыражения. То есть, с одной стороны, пресечь выходящие за рамки приличий и права кампании травли ведущих политиков (что дискредитирует все государство), пропаганду откровенно экстремистских идей. А с другой - остановить удушение свободной прессы административными или финансовыми рычагами. С этой точки зрения обнадеживает назначение Олега Добродеева - человека искренних демократических убеждений - руководителем ВГТРК.
В экономике хотелось бы ожидать развития настоящих рыночных отношений, создающих условия для динамичного роста. Значит, нужен прежде всего благоприятный инвестиционный и налоговый климат. Для этого придется серьезно менять законодательство, что с нынешним прокоммунистическим большинством в Госдуме сделать не удастся. Потребуется на деле борьба с коррупцией. Здесь обнадеживающих признаков пока нет.
Во внешней политике очень хотелось бы ожидать курса не на самоизоляцию России и противопоставление себя остальному миру, а на интеграцию страны в глобализирующееся международное сообщество и мировую экономику. Возвращение статуса великой державы возможно только в мировом сообществе, а не на его задворках.
Ну и, конечно, очень бы хотелось завершения войны в Чечне как можно скорее и, что гораздо сложнее - удержания контроля над этой мятежной провинцией после окончания боевых действий. Как говорил Жорж Клемансо, "гораздо легче выиграть войну, чем мир".
Татьяна Дмитриева, академик РАМН, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского:
- Я считаю, что новый президент должен отнюдь не в последнюю очередь взять под свой контроль такую жуткую у нас проблему, как дети и наркотики. По данным Минздрава РФ, больше 60 процентов подростков приобщились к этой отраве в возрасте до 14 лет. К врачам уже приводят 11-летних потребителей "травки", 5-летних "нюхачей" клея. Сегодня в России зарегистрирован беспрецедентный рост заболеваемости детей наркоманией и токсикоманией. Количество смертей среди подростков по этой причине в два раза выше, чем среди взрослых. И тем не менее сегодня в России - самое либеральное антинаркотическое законодательство.
Если ситуацию не переломить, если незамедлительно не внедрить программу борьбы с наркотиками (а она разработана учеными-медиками), мы просто потеряем немалую часть детского населения.
У нас и так неблагополучно с демографией. За последние пять лет рождаемость упала с двух миллионов детей в год до 1,3 млн. При этом уровень детской смертности в стране - самый высокий в Европе. За шесть месяцев прошлого года смертность новорожденных составила 16,7 процента ("естественной" нормой в мире считается семь - восемь процентов).
Я убеждена: проблема охраны здоровья - проблема политическая. Решать ее обязано государство. Пока не будет должного внимания к здоровью людей, мы не справимся и с экономическими задачами. Хотелось, чтобы новый президент это ясно осознавал. Да и сам олицетворял собой здоровые силы общества.
Александр Гельман, писатель:
- Взвешенного, гуманного, но вместе с тем надежного, необратимого политического решения военного конфликта на Кавказе. Такое решение, я думаю, неизбежно будет многоступенчатым, поэтапным, но последовательность этапов должна быть отчетливо определена уже в ближайшее время, даже в ближайшие дни.
Я жду от Владимира Путина новой внутренней политики, уверенно и эффективно сочетающей неуклонное углубление рыночных реформ, демократию и последовательное укрепление жесткой государственной дисциплины.
Я жду и новой внешней политики, активно и равно направленной как на обеспечение национальных интересов России, так и на предотвращение надвигающихся планетарных опасностей.
Сегодня от политического лидера требуется способность сочетать, сочленять, казалось бы, несоединимые, несовместимые интересы и факторы. Я жду от Владимира Путина активного, настойчивого, творческого проявления этой способности.