Портреты заговорили

Как выглядел князь Мышкин - не сам литературный герой, а его прототип? Впервые такой портрет можно видеть в Эрмитаже

Оказывается, это знаменитость своего времени — граф Григорий Александрович Кушелев-Безбородко.

«Меценат, член Императорского человеколюбивого общества и множества других благотворительных организаций, писатель, композитор, шахматист, оказавший огромное влияние на художественную жизнь Петербурга», — рассказала Наталья Юрьевна АВЕТЯН, старший научный сотрудник и хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, на открытии выставки «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов».

Обладатель огромного наследства, Кушелев-Безбородко был широко известен не только своей благотворительностью — он слыл в литературных кругах «чудаком». Он на свои деньги основал журналы «Русское слово» и «Шахматный листок», финансировал издание сочинений А. Н. Майкова, А. Н. Островского, Я. П. Полонского. Музыкальные вечера у графа, проходившие с участием самых известных исполнителей, известные критики сравнивали с концертами Парижской консерватории. Этот последний представитель рода Кушелевых-Безбородко по мужской линии умер в 38 лет.

«Мы можем составить о нем представление по роману Достоевского «Идиот». Некоторые черты графа Кушелева-Безбородко Достоевский отразил в образе князя Мышкина», — утверждает куратор выставки.

В Пикетном зале Зимнего дворца впервые представлено более полусотни произведений французского фотохудожника из собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Среди них поистине уникальные материалы из личного архива Ипполита Шарля Габриэля Робийяра (1804/1806-1888), широко известного в России в середине XIX века.

У художника было одно из самых популярных фотоателье в Санкт-Петербурге на чердаке надворного флигеля на Большой Морской, 52. Там Робийяр создавал фотопортреты представителей высшего света, императорской семьи, художественной элиты российской столицы. Среди этих работ немало прекрасных в техническом отношении снимков и ярких, запоминающихся образов эпохи. На том же портрете графа Кушелева-Безбородко видим человека с большими глазами и очень современным лицом. Про таких и сегодня говорят: «Не от мира сего». Без сомнения, это лицо художника — в самом высоком смысле этого слова.

Робийяр и сам был удивительной личностью. Начинал он как мастер пастели, но прославился именно как фотограф. Популярность, кстати, не гарантировала ему финансового успеха. Напротив, очень скоро его мастерская прогорела. Император Александр II, семья которого любила фотографироваться у Робийяра, поддерживал его не только заказами, но и кредитами, однако умер фотохудожник в бедности на съемной квартире в Шлиссельбургском уезде. И вот через какие-нибудь 160 лет персональная выставка Робийяра впервые открыта именно в бывшей царской резиденции.

«Он не ставил целью создавать пантеон своих современников. Это получилось у него в процессе работы. Сегодня, когда мы смотрим на снимки, понимаем, что благодаря мастерству и таланту художника перед нами уникальная галерея людей XIX века, — поясняет куратор выставки Наталья Аветян. — Многих мы знаем, но кто-то пока еще не известен. Одно бесспорно: это личности, за которыми яркие биографии, творческое наследие. Это, наконец, красивые и интересные портреты. А фотокамера — лишь техническое устройство».

Впервые на этой выставке представлен портрет знаменитого итальянского композитора Джузеппе Верди. В 1862 году он приехал в Россию на премьеру своей оперы «Сила судьбы», созданной по заказу Дирекции императорских театров. Опера шла в Большом театре на Каменном острове, выступала итальянская оперная труппа. Верди посетил ателье Ипполита Робийяра, оставив на портрете дарственную надпись графу В. Ф. Адлербергу. После премьеры 10 ноября 1862 года композитора принял Александр II. Перед тем визитом Верди был выплачен гонорар в 10 900 рублей и пожалован орден Святого Станислава 2-й степени.

Писатели, издатели, государственные деятели, гвардейцы смотрят на посетителей Эрмитажа. Вот первая красавица Петербурга Татьяна Александровна Юсупова, бабушка Зинаиды Юсуповой, в своих знаменитых жемчугах, описанных во многих воспоминаниях современников. Робийяр сумел тонко подчеркнуть изысканную красоту графини Софьи Александровны Бобринской, портрет которой музейщики считают шедевром студийной фотографии того времени. Кружева на ее платье, выделка и блеск настоящего бархата заслуживают отдельного восторга. «Все в ней гармония, все диво, / Все выше мира и страстей; / Она покоится стыдливо / В красе торжественной своей».

Граф Алексей Алексеевич Бобринский — один из потомков императрицы Екатерины II, но это не главное его достоинство. «Графу Бобринскому мы обязаны очень многим. Это появление и развитие железных дорог, производство сахарной свеклы, которое он довел до таких масштабов, что обрушил цены на импортный сахар, что сделало сладости доступными для разных слоев общества. Автор массы трудов по экономике, выдающийся для своего времени человек», — рассказывает Наталья Аветян.

А вот целая галерея изображений графов Шереметевых: портрет Дмитрия Николаевича Шереметева (1863), сына графа Николая Петровича и той самой Прасковьи Жемчуговой, бывшей крепостной актрисы. В 1823 году потомок поступил корнетом в Кавалергардский полк, с которым участвовал в подавлении восстания декабристов. Уже флигель-адъютантом усмирял Польское восстание. Жертвовал большие суммы на благотворительность в Москве и Петербурге, оказывал поддержку людям искусства, был почетным членом Императорского общества естествоиспытателей.

Его сын Сергей Дмитриевич Шереметев, еще совсем молодой, в мундире Кавалергардского полка на портрете 1863 года (ему знаменитый московский аэропорт обязан своим именем). Он владелец подмосковных имений Кусково, Михайловское, Введенское, Остафьево, Фонтанного дома в Петербурге. Общественный деятель, член Госсовета, музыкант, археолог, член многих научных и художественных обществ. Умер, можно сказать, вовремя — в 1918 году...

Портреты детей царской семьи из разных театральных постановок — великой княжны Марии Александровны, любимой дочери Александра II в маскарадном костюме 1863 года. Великий князь Сергей Александрович, убитый террористом в 1905 году, здесь еще участник детского любительского спектакля, запечатлен с неизвестной девочкой...

Из дымки прошлого проступает сама эпоха и ее действующие лица.

P.S. Выставка «Пантеон Ипполита Робийяра» завершает многолетний исследовательский проект Государственного Эрмитажа, посвященный изучению становления фотографии как нового искусства. Предшествующие выставки «Эпоха дагеротипа. Ранняя фотография в России» (2011) и «Ателье «Светопись Левицкого». Ранняя русская фотография в собрании Государственного Эрмитажа» (2015) позволили посетителям познакомиться с первыми годами существования фотоискусства. Нынешняя экспозиция, собранная из разных музеев, архивов и частных собраний, продлится до 19 февраля 2023 года.