Лето встретилось с зимой на Алтае

Корреспондент «Труда» побывал на восстановительных сборах вместе с сильнейшими паралимпийцами России

В большом спорте нечасто бывает, когда в одном месте готовятся к соревнованиям или восстанавливаются после них представители разных видов спорта. Только на Олимпиадах, Универсиадах и Спартакиадах можно увидеть хоккеистов рядом с лыжниками, или легкоатлетов вместе с гимнастами. Тем более мне было удивительно наблюдать – как в природно-оздоровительном комплексе «Алтай Resort» вблизи Горно-Алтайска вместе живут и тренируются чемпионы из летних и зимних видов спорта.

Впрочем, сразу уточним, что атлеты-паралимпийцы на этой базе в горах не готовятся к каким-то конкретным турнирам, а проходят процедуры восстановления и оздоровления, что для представителей спорта инвалидов вдвойне актуально.

- Выезд на Алтай стал значимым событием для российских паралимпийцев и ветеранов спорта, - рассказал «Труду» председатель исполкома, первый вице-президент России Павел Рожков. – В самом деле, не так часто мы можем объединить вместе представителей летних и зимних паралимпийских видов спорта, а благодаря данному проекту мы это сделали. Здесь, на алтайской базе ветераны могут пообщаться с молодыми спортсменами и передать им свой спортивный опыт. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с благотворительным фондом «Система» и благодарим за возможность провести восстановительный сбор в таких прекрасных условиях.

Отметим: на этой базе - действительно прекрасные, а во многом и уникальные условия. Впрочем, обо все – по порядку.

После Домодедово аэропорт Горно-Алтайска удивляет своей компактностью и малолюдностью. А уже проезжая по улицам столицы республики (этот город носил в старые времена звучное имя «Улала»), отмечаем, что они в утренние часы будничного дня почти пустынны. И далее, на протяжении 40 километров по шоссе, непрерывно идущего в подъем вдоль реки Маймы, навстречу не попадается ни одного автомобиля. Дикие степи, подходящие к Улала, постепенно сменяются девственными лесами. А после бесснежной московской зимы село Урлу-Аспак нас встречает непривычно большими сугробами.

База очень удачно расположена в безлюдном уголке Алтая выше этого села и занимает большую территорию. Примерно 20 двух-трехэтажных домиков живописно разбросаны по пологим склонам, идущих вверх от трех озер, образованных запрудами на речке. Нам рассказали, что здесь великолепная рыбалка. Но, к сожалению, мы сюда приехали, когда поверхность водоемов была покрыта толстым льдом. Зато нам повезло в другом.

Фото Георгия Настенко

Дело в том, что рядом расположен питомник, где разводят оленей-маралов. В летнее время тысячеголовое стадо уходит в горы, а зимой толпится в нижней части громадного загона, почти примыкающего к «Алтай Resort». Здесь маралов подкармливают сеном, припасенным заранее, с лета.

 Фото Георгия Настенко

Никогда в жизни я не наблюдал такого скопления диких животных, чтобы изза скопления их тел не было видно земли. Олени, поедающие сено, которое им завозят в круглых тюках, подпускают меня метров на 50. И лишь при моих попытках подойти еще ближе лениво разбегаются. Все они безрогие – молодые рога-панты ежегодно у них отпиливают, и в среднем марал 15 раз за свою жизнь дает возможность собрать урожай со своей головы. Так что «Алтай Resort» является одним из ведущих в мире медицинских центров по лечению препаратами, полученных из пантов. Причем, ввиду обилия этого препарата, панты отдыхающим в «Алтай Resort» предлагаются не только в виде привычных всем настоек для питья, но и ванн.

Рожки этих оленей употребляют для лечебных ванн. Фото пресс-служба БФ «Система»

Корреспонденту «Труда» уже в первый день пребывания в «Алтай Resort» довелось попариться в мараловой бане. Перед этой процедурой по регламенту пациента заводят в большую бочку, и в ней он прогревается испарениями от горячего настоя местных горных трав. На коже все поры открываются, и после этого 15-минутное пребывание в мараловой ванне становится более эффективным для организма. Правда, я погрузился в мараловую ванну лишь один раз – для пробы. А для устойчивого эффекта, как сказали медики, необходимо хотя бы пять процедур.

С приятным удивлением я обнаружил здесь многих известных спортсменов, с которыми ранее общался либо в торжественно-официозной обстановке, либо просто брал у них интервью по телефону – пловчихи Олеся Владыкина и Нина Рябова, горнолыжники Александр Ветров и Александр Алябьев, легкоатлетка Лариса Волик … И конечно, все лидеры паралимпийской хоккейной сборной, которая в Сочи сенсационно обыграла всех лидеров и была близка в к победе в финале. А на базе «Алтай Resort» я их всех и других знаменитостей вижу в самой, что ни на есть, бытовой обстановке – прогуливающихся по свежему морозцу, в ресторане, в бассейне, за медицинскими процедурами…

Многократного паралимпийского призера по дзюдо среди слепых Олега Крецула в гости к маралам сводили титулованные и очаровательные пловчихи Олеся Владыкина и Нина Рябова (крайняя справа). Фото пресс-службы БФ «Система»

 А в связи с последним обстоятельством, я завожу разговор с человеком, имеющим большой опыт не только в победных выступлениях на татами, но и в медицине: трехкратный паралимпийский призер дзюдоистка Татьяна Савостьянова имеет более 10 лет стажа работы в клиниках.

- Конечно, я с большим, даже с профессиональным интересом присматривалась к работе медицинского центра. – рассказала Савстьянова «Труду». - Здесь, на Алтайских горах вполне логично было бы увидеть какие-то процедуры, связанные с местной традиционной народной медициной. И в самом деле, я их увидела, и они были мне предложены, в том числе самые разнообразные. Себестоимость этих процедур немалая, но услуги врачей и работу всех кабинетов - нам все организовали Паралимпийский комитет и БФ «Система». Тем не менее, врачи, проведя предварительное обследование, обнаружили, что эта процедура мне противопоказана. Я посчитала правильным их вердикт. Это с их стороны – принципиально правильный подход. А вот некоторым нашим паралимпийцам эти пантовые ванны в самом деле принесли значительное улучшение самочувствия. Из природных средств мне пришлось здесь ограничиться фитованнами с водой, настоянной на местных травах ... Дополнительный эффект заключается в том, что эти травы были собраны неподалеку, в экологически чистых местах, в высокогорье. И после этих процедур у меня не такое чувство, какое бывает после обычных физиопроцедур: «Вроде что-то есть, вроде бы лучше …» Мне, в самом деле, стало намного лучше. Причем, без всяких побочных эффектов. А вот чего не ожидала: что в таком месте, далеком от больших городов, я увижу современнейшие сложные медицинские приборы и оборудование, какие и в самых передовых столичных клиниках – редкость. Несколько процедур на одной из магнитных установок в значительной мере улучшили состояние моего коленного сустава, с которым я давно мучаюсь. Ну и, конечно, как медик, не могу не отметить высокую квалификацию и большую старательность всего коллектива оздоровительного комплекса.

К названным Савостьяновой процедурам из натуропатии можно добавить фитобочку, кедровый пилинг, медовый массаж и другие. А ассортимент приборов по физиотерапии непрерывно пополняется.

Более того, и строительство комплекса продолжается – даже в мороз. Возводятся новые корпуса для проживания, физиоприцедур, для тренировок и развлечений. То, что Татьяна Савостьянова сказала о врачах местного медицинского корпуса, справедливо и для коллектива ресторана. Из блюд, которые на сборах постоянно предлагались паралимпийцам, особо отметим разнообразные блюда из марала: мясо этого восточно-азиатского оленя является побочным продуктом - его получают из выбракованных самцов и самок из стада. Очень интересны блюда из тайменя, хариуса, ускуча (местная разновидность лосося), сига и многих других. Что особенно понравилось некоторым журналистам – уникальные сорта настойки, которые приготавливают здесь же, с использованием женьшеня, красного и золотого корня, кедровых орешков и других местных растительных продуктов. Впрочем, последняя фраза к преимуществам тренировочных сборов паралимпийцев не относится. Но вот что лично меня удивило: после того, как довелось из разных концов России привозить в Москву самые разнообразные бальзамы и спиртовые настойки, очень непривычно мне было в алтайских магазинах вообще, и в Урлу-Аспаке в частности, обнаружить: почти все местные алтайские бальзамы, полученные из трав и кореньев, содержат, как указано на этикетках, «0% алкоголя»!