Строка, вынесенная в заголовок, — из песни, сложенной ветеранами одной из тех «незнаменитых» войн, через которые проходили в ХХ веке наши соотечественники. Речь идет о выполнении интернационального долга в далекой Анголе в 1970-80-х годах. Сегодня, в наше прагматичное время, само выражение «интернациональный долг» выглядит реликтом: какой еще долг, перед кем… Но тогда страна была другая, и люди чувствовали другую ответственность, и долг был.
Об этом говорят сегодня негромко, будто смущаясь. Но если вникнуть в те уже далекие события, то надо не смущаться, а гордиться теми днями и теми ребятами. Они выполняли приказ, порой ценой жизни. Становились героями, но не требовали ни привилегий, ни наград.
Один из участников боевой эпопеи в Анголе — Игорь Иванович Сечин, ныне
Время было советское, наша страна, как тогда говорили, выполняла интернациональный долг. Это была эпоха глобального противостояния с Америкой. После развала Советского Союза про интернациональную помощь начали вспоминать с непременным посыпанием головы пеплом. Но сегодня критики разом поутихли. На примере Югославии и Ливии ближние и дальние страны оценили все «прелести» однополярного мира…
В любом случае, те события — уже не тайна, а часть истории. В написании этой страницы (не на бумаге, а в боевых командировках) принимали участие наши лучшие военные и гражданские специалисты. Как вы уже догадались, был среди них и Игорь Сечин, в ту пору молодой лейтенант Вооруженных сил СССР, военный переводчик. Эту страницу биографии
— Для выполнения таких миссий отбирали лучших из лучших, — рассказывает Александр Васильевич. — Среди обязательных требований — отличная физическая и боевая подготовка, знание нескольких языков, стойкий характер. Надо обладать незаурядными качествами, чтобы быть первым среди таких мужиков. Так вот, Игорь Иванович — а тогда просто Игорь — был настоящим лидером, душой компании. А ведь шла настоящая война. Да и вообще жизнь там не сахар — тропики, жара, малярия и прочая зараза. В такой обстановке особенно ценишь товарища, который всегда поддержит, прикроет в бою, протянет руку помощи… И отдаст последний долг, если случится непоправимое.
Сам
…Летом
После развала Советского Союза отношения с Кубой фактически были прерваны, но, к счастью, не навсегда. Настал день, когда Игорь Иванович Сечин во главе правительственной делегации прибыл на этот остров, чтобы заново восстанавливать экономическое сотрудничество. После официального приема он попросил хозяев помочь разыскать семью капитана Флореса и устроить с ними встречу. И встреча состоялась — прямо у них дома. Надо ли говорить, с какими чувствами вдова и сын Даниэль, который отца почти не помнил, слушали рассказ о последнем бое отца и мужа…
Сейчас
Еще случай. Как правило, военные советники не брали тогда с собой семьи — слишком опасно. Но прапорщик Пестрецов оказался в горячей точке с женой. Себе на беду… Во время ночного нападения на селение его жена Ядвига погибла, сам он отстреливался до последнего, но был контужен и взят в плен. Наши сделали все, что было в их силах, чтобы выручить прапорщика. И это удалось, его обменяли на пленных наемников. Сегодня бывший прапорщик, а ныне фермер Николай
— У нас принцип: своих не бросаем, — продолжает Александр Васильевич. — Боевые товарищи бывшими не бывают. Ни в солдатском окопе, ни в мирной жизни.
Та война была необъявленной — в отличие от Афганистана, где участники боевых действий получили общественное признание (хотя тоже нелегкое это было дело!) и льготы. Но ведь необъявленных войн было много больше, и люди там тоже воевали с оружием в руках, получали ранения и погибали. Где же справедливость? С подачи Игоря Сечина был создан Союз ветеранов Анголы, который фактически стал союзом, объединяющим ветеранов необъявленных войн. Сегодня на федеральном уровне принимаются решения, чтобы распространить на этих людей, на их вдов и детей льготы, которые полагаются участникам боевых действий.
Впрочем, сам Союз ветеранов Анголы такую помощь давно оказывает. Так, активно участвуют в этой работе нынешний тульский губернатор Владимир Груздев, который в свое время тоже прошел путь военного переводчика в Анголе, банк ВТБ и многие другие.
— Знаете, тогда служили в горячих точках не за деньги, — говорит Александр Фомин. — Родина, честь, долг — это были не пустые слова. Мы свою службу воспринимали не просто как обязанность, а как величайшее доверие, которое нам было оказано. Служили Отечеству не за страх, а за совесть. И должен сказать, что эта ангольская школа осталась с нами навсегда.