Группа ученых из США и Австралии выяснила, что традиционный график работы офисного сотрудника не позволяет человеку должным образом восстановить силы. Была протестирована группа из 158 здоровых взрослых людей. Им имитировали жизнь клерка-карьериста, плотно загруженного работой в течение рабочей недели. Продолжительность сна составляла около 4 часов в каждый из пяти рабочих дней. В выходные исследуемым предложили расслабиться и поспать вдоволь — вплоть до 10 часов. Однако даже после двухдневного отдыха результаты тестов на скорость реакции и уровень мозговой активности оказались удручающими. Клерки сильно отставали от своих высыпающихся товарищей. Двух дней уик-энда им явно недостаточно.
Более раннее исследование 2006 года, проведенное в Национальном институте здоровья в Цинциннати, показало, что в среднем 30% городских жителей спят около 6 часов в сутки. Это даже меньше, чем в первом исследовании. То есть четверть офисных сотрудников в принципе не высыпаются. Среди менеджеров и руководителей доля невыспавшихся еще выше — 40%, среди работников логистики — 37%, производства — 35%. Причем за последние 25 лет доля невысыпающихся увеличилась на 6% с 24,2%.
Правильную организацию рабочего дня, соответствующую современным американским научным стандартам, сформулировали еще большевики, когда пришли к власти: 8 часов на работу, 8 — на личную жизнь и 8 — на сон. Проблема в том, что 8 часов на работу и
Александр живет в Королеве, а на работу ездит в Сокольники. Это относительно недалеко — всего 20 километров по автодорогам. Но каждое утро у Александра уходит как минимум час на дорогу туда и еще столько же — обратно. В надежде сэкономить время он приобрел автомобиль, но это ситуацию не улучшило. Время в пути вряд ли можно потратить на личную жизнь, и уж тем более оно не годится для сна. Времяпрепровождение в общественном транспорте с натяжкой можно назвать полноценным отдыхом.
Получается, что на работу Александр, как и многие другие сотрудники по всей России (так, по опросу Superjob.ru, 30% респондентов вынуждены добираться до своего офиса более часа), тратит уже не 8 часов, а все 10. И это в том случае, если не придется работать сверхурочно.
Еще один час из личной жизни обычно тратится на обеденный перерыв. Формально, конечно, человек проводит это время исключительно для себя, но при этом круг занятий на работе сильно ограничен.
Итого около 11 часов жизни обитателя мегаполиса отводится на рабочие нужды. Понятно, что
Лучшим из решений было бы введение одного дополнительного выходного или укороченного рабочего дня. Однако по такому графику российские компании практически не работают. Исключение здесь составляют разве что предприятия, вынужденные вводить ограничения
Некоторые компании готовы предоставлять своим сотрудникам плавающий график, если они смогут обосновать его необходимость. «Можно сделать и четыре рабочих дня, однако не до конца ясно, как измерять при этом производительность сотрудников, — комментирует Руслан Ильясов, директор по персоналу компании „Эльдорадо“. — В случае с офисными работниками непонятно, смогут ли они за четыре дня отработать как за пять». В качестве возможного способа измерения могут служить часы, проведенные на работе, но этот показатель условный. Однако если работник согласен проводить на работе на два часа больше ради одного лишнего выходного, то такой расклад, скорее всего, устроит и его, и его начальника.
Еще один вариант — работа 7 через 7. При таком графике сотрудник трудится на протяжении недели, а потом столько же отдыхает. Правда, рабочий день при таких раскладах длится обычно больше 8 часов. Однако интенсивность работы часто бывает неравномерная — можно выкроить несколько часов в день для отдыха. Часто руководители, понимая, что работать на протяжении семи дней подряд без потери работоспособности сложно, идут навстречу подчиненным и облегчают график. Например, нахождение в офисе в выходные дни не бывает обязательным — достаточно просто быть постоянно на телефоне. То есть по большому счету семидневная рабочая неделя немногим труднее пятидневки. Зато по ее окончании трудящийся получает не два, а целых семь дней отдыха. По такому режиму работают обычно продюсеры, менеджеры по работе с клиентами, продажники.
7 через 7 — достаточно редкий режим, но в крупных городах, где, как мы выяснили, проблема дефицита личного времени более актуальна, такую работу найти возможно.
Еще один вариант для желающих высыпаться — удаленная работа. В этом случае не нужно тратить лишние часы на поездку до работы. В Москве существуют целые редакции и издательства, трудящиеся вообще без офиса. Однако в большинстве случаев работа на расстоянии подразумевает фриланс — труд без включения сотрудника в штат компании. Это означает, что с работником не заключается трудовой договор, а значит, и социальных гарантий он никаких не получает: ни медстрахования, ни компенсаций в случае сокращения, ни пенсионных отчислений. Кроме того, удаленная работа в принципе возможна лишь для представителей части профессий: художников, дизайнеров, журналистов, отчасти маркетологов. Сложно представить менеджера по логистике, управляющего поставками из дома.
Самым приемлемым вариантом могла бы стать работа в компании, создающей на работе домашние условия. Такие работодатели размещают в офисе медицинские центры, бассейны, массажистов и холодильник с бесплатной едой через каждые 15 метров. Американский журнал Fortune даже составляет рейтинг компаний, которые лучше всех соблюдают для своих сотрудников баланс между жизнью и работой. Однако ни одна из этих компаний не имеет представительства в России. Так что если вам хочется отсыпаться на работе, придется переехать в США.