СКРИПКА И НЕМНОЖКО РОКА

Этот концерт, а вернее посиделки в одном из московских клубов, прошел совсем в духе ностальгических "квартирников", памятных фанатам рока со стажем. Таким, например, как Артемий Троицкий, который организовывал первый приезд "Воплей Видоплясова" в Москву еще в далеком 1988 году. Нынче Артемий во вступительном слове наговорил украинским музыкантам массу приятного: и выглядят они замечательно, "не то что большинство русских рокеров, которые к 40 годам уже все лысые, с оплывшими от алкоголизма мордами", и в музыке по-прежнему "живчики". Но вот "живчики" отыграли хватающий за душу финальный блюз "Катерына", и тут ваш покорный слуга решил, что самое время поговорить с лидером группы Олегом Скрипкой наедине...

- Олег, отчего у вас на футболке портрет Элвиса Пресли?
- Ну, у нас нынче такой ностальгический вечер, ретроспектива живого рока. А рокеры всех времен - они же входят в орден святого Элвиса.
- Что ж вы, члены ордена, так мало пишете: песен на диске всего 12, на полчаса звучания...
- Зато ни за одну не стыдно. Мы взяли наши самые старые и дорогие сердцу вещи, которые шлифовали 20 лет. Понимаете, на Западе артисты зарабатывают продажей пластинок и могут себе позволить роскошь по полгода сидеть в студии, делая новый диск. А у нас, где пластинки перехватываются пиратами, ничего на этом не заработаешь. Поэтому большую часть времени пашем на гастролях. В надежде, что когда-нибудь появятся свободные 50 - 60 тысяч долларов - столько стоит записать диск.
- Ну так почаще приезжайте с концертами! Кстати, для вас, представителей незалежной Украины, Россия теперь просто "одна из стран", вроде Франции или Штатов, или все же едете сюда с особым чувством?
- Ну, естественно, "с чувством". Москва - столица нашего бывшего государства, это исторический факт. Большая ошибка - отрицать прошлое. Мы по-прежнему близки со всеми нашими энергетическими, языковыми, историческими привязками. И в музыкальных делах большинство связей на постсоветском пространстве замыкается через Москву. Для нас, например, тот давний концерт в "Горбушке" значил очень много. Да и вся "красная волна", как называли на Западе советский рок, пошла отсюда, из России...
- Я думаю, здесь у вас и самая большая аудитория, если не считать Украины. А может, и больше.
- Нет, все же меньше. Она была бы большой, но появились препятствия. Раньше, допустим, не составляло проблемы полететь из Киева в Омск или Красноярск. А теперь - извините, дорого. Даже до Питера редко добираемся: прямые самолеты-то отменили. И по афишам заметно: все меньше интересных российских артистов к нам приезжает...
- Как относитесь к тому, что образ Украины для миллионов наших зрителей ассоциируется с Веркой Сердючкой?
- Ну это называется культурным вредительством. Только поправлю вас: Сердючка - не столько украинский, сколько российский феномен.
- Что же, у вас она не пользуется популярностью?
- Пользуется, как зеркальное отражение того, что происходит в России. Точно так же, автоматически, приходит к нам и "киркоровщина"... Я Данилко знаю еще по его журналистской работе. Даже был как-то у него в передаче. Андрей талантлив, но, к сожалению, свой дар он использует, как бы это помягче... не в мирных целях.
- Вам, вероятно, ближе ваши сотоварищи по року. Интересно, в каких отношениях вы находитесь с другой популярнейшей украинской рок-командой "Океан Эльзы"? Или это ваши конкуренты, потому не дружите?
- Меня даже иногда путают с лидером "Океана" Станиславом Вакарчуком. На самом деле это два разных направления, два мировоззрения, скажем так. "Океан Эльзы" - скорее гламурный коллектив. А мы - рок-команда.
- Ну да, вы больше завязаны на стилистике хард-рока 70-х.
- И это сознательная стилизация. Не то что мы отвергаем современность и ворчим на молодежь, как старые хрычи. Я с удовольствием слушаю рэп, вообще люблю хип-хоп, электронику... Но убежден, что настоящее искусство требует отбора, осмысления, стилизации. На сегодняшний день все стоящие идеи уже выдвинуты, так сказать, руда добыта, остается только остроумно и оригинально обработать ее с помощью высоких творческих технологий. Главным свойством художника становится вкус. Я даже о политике сужу - стилистически точно поступил тот или иной деятель или допустил вкусовую фальшь.
- Как тогда расцениваете игры, в которые лидер "Океана Эльзы" играет с властью? Ведь известно, что Вакарчук на волне популярности принял предложение стать советником президента Украины по культуре...
- Это его выбор. Мне не нравится традиционное противопоставление художника и власти, оно отдает чем-то архаичным. Художник не обязан непременно бунтовать, он просто должен быть независим. Я скажу вам, чем эстрада отличается от рока. Попса всегда старается быть лояльной к режиму. Если вы общаетесь с эстрадниками, то знаете: они со всеми - друзья. Но нельзя дружить со всеми - народ чувствует фальшь и начинает ненавидеть тех, кто предает его, облизывая нежные места у власть имущих... Рокеры в принципе иные. Они не за и не против кого-то, они - свободные люди, которые всегда имеют смелость говорить правду.
- Можете привести пример, когда вы вот так без оглядки говорили правду на всю страну?
- Ну как же, ведь мы свалили режим Кучмы. Наш коллектив и некоторые другие. Вспомните, чьи песни звучали на площадях украинских городов два года назад... Эстрадников там не было. Другое дело, что потом люди новой власти, как бы узурпировав народную (в том числе нашу) энергию, неталантливо ею воспользовались.
- Я слышал, вы отказались от звания "Заслуженный артист Украины", которое вам пытались, как бы это сказать, присудить... нет, вручить...
- Всучить (смеется). Вот это как раз было настолько стилистически неверно со стороны президента! Подписать какой-то там список из 999 имен, который ему подсунули советники... Просто жест в стиле Ким Ир Сена. Это одна из первых его ошибок, которых он потом совершил очень много. В Киеве до сих пор любят раздавать ордена направо-налево. А такое, сами знаете, происходит, когда нет настоящей деятельности и надо ее имитировать.
- Есть на Украине и другие рок-музыканты, горящие, как вы, желанием резать правду-матку со сцены?
- Хватает. На одном только фестивале "Рок-сич", который мы недавно провели, выступило около 50 молодых команд. Есть яркие, уже широко известные: "Мандры", "Гайдамаки", "Тартак", "Гуцул Калiпсо"...
- Не боитесь, что бойкая смена отобьет у вас молодежную публику?
- Да нет. Судя по детям наших знакомых, самые преданные наши слушатели - от 5 до 9 лет. Не смейтесь, это так. Правда, потом в школе им портят вкус, приучая ко всяким "Алым розам" и прочим совершенно негодяйским песням.
- А вы сами, кроме рока, что слушаете?
- Иногда классику - когда едешь в машине. Например, Шнитке: вот сейчас, если в метель на Садовом кольце в пробке встанешь, - самое то.
- Есть проекты, выходящие за обычные для вас рамки?
- Ну, я уже снял короткометражное кино - точнее, клип на песню "Катерына". А если вести речь о большом кино (я ведь с недавних пор дипломированный кинорежиссер), то выбрал бы что-нибудь, связанное с гражданской войной. Кони скачут, шашки наголо - романтика!
- А если б сами снимались, на чьей стороне сражался бы ваш герой?
- Это не так важно. Главное, чтобы он был человек чести, долга, высоких идеалов. Такие были и у красных, и у белых...
- У некоторых рок-музыкантов принято, войдя в возраст, сочинять композиции на классическую поэзию...
- Нет, знаете, для меня все же мелодия первична, а уж она вызывает к жизни стихи. Конечно, у Шевченко, Блока или Ахматовой слог красивый, музыкальный, но это именно музыка стиха. Их поэзия - только для чтения.
- А из прозы что заводит?
- Если из русской, то, конечно, Достоевский. Люблю Чехова, Гоголя, Булгакова... Современную русскую прозу знаю хуже - ну разве Пелевина. А вот на Украине нынче литературный бум, много талантливых прозаиков, но вы о них вряд ли слыхали.
- Зато вы тут нас, замученных водочным кризисом, поддержали другим украинским продуктом - угощали совершенно божественным, чистым как слеза самогоном с сальцом... К чему клоню: широко распространено мнение, будто водка очень даже способствует творчеству. А что подсказывает ваш опыт?
- Что это полная чушь. Не могу себя назвать абсолютным трезвенником - я употребляю крепкие напитки, но в разумных количествах и, главное, качественные. Притом люблю не вульгарную водку, а именно домашнего, деревенского изготовления - в ней есть душа. А еще лучше пить какую-нибудь настойку на березовых почках, на калгане, изысканные спотыкачи, сливянки... Но творчеству водка точно не помощник. Было пару раз, что я выходил пьяным на сцену - и у меня полностью вылетал из головы весь текст. Глупо улыбаюсь, прошу зал подсказать мне строчки, народ смеется и за меня их поет... Нет, может, есть другие люди, которые творчески проявляются по бухлу, но только не я.
- А кроме качественных напитков, есть еще какие-то рецепты сохранения здоровья? Например спорт?
- Ненавижу! Это надо в 6 утра пробудить в себе лошадь и куда-то бежать... Нет, музыка лучше любого спорта не дает зажиреть мозгам. Но, конечно, надо правильно питаться. Опять-таки главное - качественно. Если не уверен в продукте, лучше поголодай немного. Я 7 лет прожил во Франции и так и не смог приучить себя к их пище. Они, как и большинство европейцев, утеряли культуру натуральной еды. Я пытался из их продуктов борщ варить, и все равно от него желудок болел. Так я мучался, пока не вспомнил: у меня же есть украинское сало! Попробовал съесть маленький кусочек перед едой - замечательно! После этого уже никакая химия тебе не страшна. На сале все эти 7 лет и продержался. Но в конце концов принял еще более радикальное решение - вернулся домой.